Когда Эминем выпустил свой трек «Stan» с альбома «The Marshall Mathers LP» в 2000 году, никто не думал, что он станет пророческим и опишет современную культуру чрезмерной связи между артистами и их поклонниками.
Трек, который не стал большим хитом — он достиг своего пика на 51-м месте в чарте Billboard Hot 100, — оказался незабываемым шедевром, изменившим английский язык и открывшим новую область социальных исследований.
Billboard опубликовал продолжение своего списка 100 величайших песен 2000 года, включившего в себя 3 песни Эминема, в том числе трек «Stan», который оказался выше всех в тройке и который и был рассмотрен с позиции культурного влияния.
Статья начинается со сравнения реакции при появлении трека и его последующего вклада в культуру:
«Песня не имела большого успеха в чартах, достигнув только 51-го места в списке Billboard Hot 100 в декабре 2000 года. Но за 20 лет, последовавших за ее выпуском, «Stan» была названа несколькими изданиями одной из величайших когда-либо записанных рэп-песен, и стала культурно значимым термином, заключающим в себе целую культуру онлайн-сообществ фанатов в 21 веке. В 2017 году этот термин был добавлен в Оксфордский словарь английского языка для обозначения «чрезмерно ревностного или одержимого поклонника знаменитости», что даже вызвало у Эминема изумление».
Эта песня сразу вдохновила некоторые социологические исследования:
«Тексты песен Эма хорошо описывают чрезмерную привязанность некоторых поклонников к своим любимым звездам, что стало поводом для разграничения между обычными поклонниками и «стэнами». Доктор Линн Маккатчен, психолог, автор и основатель «North American Journal of Psychology», который проводил исследования поклонения знаменитостям, предполагает, что быть «стэном», вероятно, подразумевает наличие некого эмоционального компонента в отношении к знаменитости».
Однако в то же время, когда всепроникающая мощь социальных медиа изменила характер взаимодействия фанатов и артистов, стало очевидно, что это явление более сложное:
«Хотя «стэннинг» перестал быть уникальным явлением за последние два десятилетия, Интернет и сайты соцсетей стали доступными платформами для общения друг с другом и своими любимыми музыкантами внутри фан-групп. В своей статье доктор Стивер отмечает, что знаменитости вступили в более личное взаимодействие со своими поклонниками, что было невозможно до появления Интернета. «Такие инструменты, как Twitter, Facebook, MySpace и блоги, или видеоблоги, теперь используются знаменитостями для налаживания близкой, повседневной связи с поклонниками», — объясняет доктор. Это факт: Ники Минаж и Марая Кэри — два примера звездных исполнителей, которые вышли в социальные сети, чтобы общаться, ретвитить и делиться аспектами своей жизни со своими преданными поклонниками (со своими «The Barbz» и «The Lambs» соответственно). […]
Эминем вряд ли мог предположить, что «Stan» зайдет так далеко, но вполне вероятно, что культура «стэнов» в конце концов добралась бы до этой точки, даже если бы ее никогда не нарекли таким именем. Доктор Маккатчен предполагает, что «все СМИ» способствовали быстрому распространению поклонения знаменитостям, но именно из-за соцсетей поклонникам предоставляется полный доступ к профессиональной и личной жизни их любимых артистов. Фан-группы объединились, чтобы усилить поддержку, популярность и коммерческих успех этих звезд в интернете. Однако ощутимо бесконечный доступ к этим артистам и другим людям может привести к раскованному поведению. Сами поклонники должны решить, как далеко они готовы зайти в своей преданности, но и исполнитель должен обозначить некоторые рамки дозволенного».
Однако приятно знать, что Эминем ценит своих поклонников и благодарен им за их непоколебимую преданность, что он недавно показал в интервью KXNG Crooked.
Вы можете прочитать полную статью «20 Years of ‘Stan’: How Eminem’s Epic 2000 Hit Relates to the Fan Culture It Inspired» на сайте Billboard по ссылке.
Также смотрите клип «Stan» на YouTube: