Верховный суд пытается решить вопрос касательно того, как интерпретировать высказывания, сделанные в социальных медиа, и определить что же на самом деле является «истинной угрозой», а что нет.
В Понедельник (1 декабря) Верховный Суд США был вынужден погрузиться в современную реальность, а именно в социальные медиа, рэп музыку, и принять решение о том, как умерить свободу индивидуума, позволяющую ему высказываться в защите против тех, кто вызывает страх, разрушение и прочие негативные эмоции. Ярким примером того является всем известный рэпер Эминем, которому определенно икалось в день слушания, поскольку было упомянуто его имя не один раз.
Слушание состоялось по делу 31-летнего жителя Пенсильвании по имени Энтони Элонис (Anthony Elonis), который в 2011 году был осужден за угрозы, выкладываемые им на Facebook и которые были адресованы его сбежавшей жене. За фразу «Есть только один способ любить тебя, и тысячи способов, чтобы убить тебя» Элонис получил 44-месячный тюремный срок.
Элонис считает, что его посты были неправильно истолкованы, и чтобы подать на апелляцию, его адвокаты заявили о том, что высказывания Элониса в социальных сетях являются не чем иным, как рэп-текстами. В результате, за несколько месяцев до слушания, девять судей Верховного Суда были вынуждены изучить историю хип-хопа и современные способы общения.
На самом же деле, суд пытается определить, что же, в действительности является «истинной угрозой», требующей уголовного преследования, а что нет. Но, учитывая широкое признание того, что онлайн-тирады и рэп-музыка зачастую могут быть преувеличены, предстоящее решение суда станет ключевым, и найдёт отражение в Первой Поправке. Решение суда будет опираться на соотношение намерений говорящего против восприятия читающего/слушающего — сбалансированный акт, который легко может быть применен и в других правовых подтекстах, как, например, анализ клеветы.
В данном случае контекст — это палка о двух концах. Заявление может звучать менее угрожающим, если его рассматривать через призму начинающего рэпера, который пытается похвастаться, или же восприниматься более угрожающим, если его воспринимать как исходящую угрозу от парня, который потерял жену и детей, которого уволили с работы, и он делится своими мыслями с теми, кто ему дорог.
Главный судья Джон Робертс (John Roberts) ссылался на контексте на протяжении всего слушания, приводя примеры подростков, общающихся во время какой-либо совместной онлайн игры. «Вы не воспринимаете всерьез все, что произносится, и вы не скажете: «Этот человек собирается сделать что-то ужасное», — заявил Робертс. «Вы знакомы с контекстом».
«Это правда», — ответил Элвуд. «Но дело в том, что каждый человек имеет свой собственный взгляд на то, что может значить контекст».
Робертс вернулся к этому вопросу, когда начали допрашивать заместителя Генерального прокурора Майкла Дрибена (Michael Dreeben). Он спросил: «Если у вас есть заявление, сделанное в рэп-стиле … Означает ли это, что вы — разумный человек, знакомый с этим стилем и с тем, что его использование может рассматриваться как угроза в связи с подобной музыкой…?»
Дрибен ответил, что это зависит от того, к кому обращается автор. Например, это имеет значение, если это обращение нацелено на большую аудиторию в целях развлечения. Правительственный поверенный отверг заявление Робертса касательно того, что тексты многих рэп-исполнителей могли быть стать объектом уголовных следований.
«Так как же вам начать, если вы хотите стать рэп-артистом?» — спросил Робертс. «Во время вашего первого сообщения, вы же не можете заявить, что я рэпер, верно?»
«Я думаю, что вы имеете полную свободу заниматься рэп-музыкой», — ответил Дрибен. «То, что вам не разрешается — это делать заявления, подобные постам Элониса, когда суд был вынужден предоставить человеку защиту от насилия, основанием чего послужили тексты на Facebook, которые его жена приняла как угрозу. Он ведь знает, что его жена читает эти посты.»
Для большего пояснения Робертс привел строки из трека Эминема «’97 Bonnie and Clyde», в котором представляется мертвая жена Slim Shady.
«Что же тогда говорить о языке иска на страницах 54-55?», — спрашивает главный судья. «Вы знаете, «Папа делает красивую кровать для мамы на дне озера», «обвязывает веревку вокруг скалы», это все в контексте домашнего спора между мужем и женой. «Вот идет мама плескаясь в воде, нет больше борьбы с папой», вы знаете, все это чепуха».
«Но Эминем всего лишь пытался развлечь людей на концерте», — вступился Дрибен.
«Это было не так, как если бы [Эминем] заявил ей это лично или на странице Facebook после того, как она получила защиту от насилия», — заявил правительственный юрист. «Это было не так, как если бы он присвоил своим высказываниям исполнение в стиле рэп, что он делал ранее и в браке, и вдруг попытался выразить свое возмущение подобным образом».
Когда пришло время для Элвуда, чтобы дать свое опровержение, он заявил, что позиция правительства равносильна наложению пяти лет за преступление, совершенное в любой из моментов, когда намерения говорящего и понимание слушающего разошлись. Элвуд сказал, что попытки Элониса писать в стиле рэп уже «старое изобретение,» что его посты включали «долгий и мучительный для чтения рэп, который не имеет ничего общего с его женой», и что в ответ одному из своих друзей, своего клиента, Элонис написал что-то вроде «я делаю это для себя, это вроде терапевтической процедуры».
«Есть вещи, которые вы можете упомянуть, чтобы показать, что произошло недопонимание между двумя людьми», — сказал Элвуд, обращаясь к своему клиенту и его сбежавшей жене. «И, опять же, вы можете представить ситуацию, когда кто-то говорит, «я пишу это только для развлекательных целей».
Не каждый судья купился на это.
«Ну, это звучит как открытый билет для угрожающих своим супругам, позволяющий им уходить от наказания», — ответил судья Сэмюэл Алито (Samuel Alito). «Вы воплощаете свои угрозы в рифму и выкладываете это в Интернет и вы говорите: «Я — начинающий рэп-артист».
В любом случае, если Элонис окажется виновным, то каковы будут последствия вердикта в отношении музыки, Эминема и других исполнителей? Остается ждать, когда суд примет окончательное решение.