24 ноября 2014 года компания Shady Records в честь своего пятнадцатилетия выпустила новый альбом под названием ShadyXV. Буквально все артисты лейбла участвовали в записи этой пластинки. На ней присутствуют такие знакомые нам исполнители, как участники коллективов D12 и Slaughterhouse, рэпер Yelawolf и конечно же, профессионал своего дела, глава лейбла и лидер вышеперечисленных артистов — Eminem.
Альбом получил смешанные отзывы как критиков, так и фанатов. Не все остались довольны проектом, включая рэпера Tyler, The Creator. Однако Royce Da 5’9″, участник дуэта Bad Meets Evil, выступил в защиту своего давнего друга Маршалла, сказав, что тот «потратил столько же времени, страсти и усилий» на ShadyXV, что и на создание всех его других проектов. Так ли это на самом деле? Как мы знаем, Eminem — явный перфекционист. Он невероятно педантичен и придирчив по отношению к своему творчеству. Так что, наверное, замечания Royce Da 5’9″ можно назвать справедливыми. Но стоил ли результат в лице готовой пластинки ShadyXV такого усердия? Вот в чём вопрос.
ShadyXV — второй по счёту компиляционный альбом лейбла Shady Records. Первый же вышел почти 10 лет назад, в 2006 году и получил название Eminem Presents: The Re-Up. В это время команда Shady переживала не самую светлую сторону в своей истории, а наркотическая зависимость Eminem’a достигла самого пика. Как ни странно, компиляция получилась удачной, а некоторые её треки оказались одними из лучших совместных песен от артистов лейбла. Безусловно, с тех пор многое изменилось. Eminem прошёл курс реабилитации, тем самым выведя своё творчество на новый уровень, а в составе команды Shady произошли координальные реформы. Артисты Obie Trice, Stat Quo, Bobby Creekwater, Cashis и 50 Cent со своей группой G-Unit уступили место участникам коллектива Slaughterhouse и рэперу Yelawolf’y, присоединившимся к лейблу в 2011 году. Но удалось ли им вписаться в команду, так тщательно отбираемую Eminem’ом? Без сомнений, у них это получилось. Результат их совместной работы мы видим на альбоме ShadyXV, что не может не радовать.
Royce Da 5’9″, Crooked I, Joe Budden, Joell Ortiz и Yelawolf доказали свою принадлежность к команде Shady. Они тоже теперь празднуют годовщину лейбла, оттачивая мастерство, придумывая острые рифмы и открываясь свету с неожиданной для всех стороны. Yelawolf отлично справился со своей задачей, что можно услышать на треках Down и Twisted. В первом артист невероятно эмоционален, здесь чувствуется влияние Eminem’a. Но не смотря на это Yelawolf звучит своеобразно и в то же время органично. В записи песни Twisted приняла участие прекрасная певица Skylar Grey, превратившая данную композицию в изюминку альбома. Она получилась очень необычной и мелодичной. Группа Slaughterhouse поразила фанатов треком Y’all Ready Know, который спродюсировал DJ Premier. Preemo не использует банальные и стандартные приёмы, так что ему как всегда удалось превратить песню в нечто необычное. Бит оглушает слушателей яркими взрывами музыки, намертво фиксируется в их памяти.
Так как Eminem — основатель лейбла, не стоит удивляться его появлению на большей части треков. 2013 — 2014 года были насыщенными для артиста. Выпуск сольного альбома The Marshall Mathers LP 2, большое турне, The Monster Tour с участием Рианны… А теперь ещё и выпуск пластинки ShadyXV. Казалось, рэпер давным-давно должен был устать, но если послушать его новые треки с компиляции, поневоле поймёшь, что он ничуть не изменился. Eminem по-прежнему придирчив к себе, а его песни полны самоанализа и спорных тем.
Титульная композиция открывает нам множество сюрпризов. Один из них — фраза «Frantic, I’m trapped in a closet / Panic attack cause I’m claustrophobic / No, faggot, I mean I can’t maneuver from movement / Cause I have no room for improvement». Мы знаем, что дар Eminem’a часто наносил своему обладателю вред и не раз ставил его в неловкое положение. Как бы рэпер ни старался не попадать в подобные ситуации, в которых он чувствует себя словно «запертым в чулане», со своим талантом, являющимся как сильной стороной, так и уязвимой точкой артиста, Eminem ничего поделать не может. Мы должны признать, что этот рэпер — раб своего призвания. В композиции Shady XV артист в очередной раз сравнивает себя с Ганнибалом Лектером из фильма «Молчание ягнят» и с батарейкой Duracell. Исполнитель замечает, что «заводится» от одного только звука бита, ведь музыка для него — наркотик. Наверное, именно поэтому он и проводит в студии практически каждый свой день.
Не случайно Eminem заново покрасился в блондина. Он вновь и вновь возвращается к своим излюбленным спорным темам, зародившимся еще в начале его карьеры. Например, он подтверждает, что его лирика насквозь пропитана мизогинией, заявляя: «Goddammit, I AM a misogynist / Чёрт возьми, я же женоненавистник».
В хуке сингла Guts Over Fear Eminem говорит, что ему ещё рано уходить из большой игры, ведь читать рэп — единственное, что он умеет делать. Но он также понимает, что ему уже поздно начинать всё сначала: «Feels like a close, it’s coming to / Fuck am I gonna do? / It’s too late to start over / This is the only thing I, thing I know / Такое ощущение, что подходит конец. / Черт, а что я могу поделать? / Уже слишком поздно начинать сначала. / Я могу, я знаю только это».
Рэпер также признаёт, что, возможно, все его новые идеи для песен исчерпаны, и что он всё чаще читает рэп на «заезжанные» темы. Но, по его словам, лучше заново и заново сочинять вдохновляющие треки наподобие Not Afraid, чем бестолковые и насыщенные карикатурным насилием, примером чего является композиция We Made You: «So to the break of dawn here I go recycling the same, old song / But I’d rather make «Not Afraid 2» / Than make another motherfucking «We Made You», uh / Поэтому до рассвета я буду читать одно и то же, те же песни, / Но я лучше сделаю «Not Afraid 2», / Чем еще одну из серии «We Made You», ага!»
Читка и подача Eminem’a на этом альбоме отличается от того, что мы слышим на более ранних пластинках. Эти изменения проявились ещё на The Marshall Mathers LP 2: артист слал читать рэп жёстче, резче, агрессивнее, быстрее. На пластинке ShadyXV голос исполнителя, немного отдающий носовым оттенком, запечатляется в сердцах людей как что-то необычное, что-то, что хочется слушать снова и снова.
Как было упомянуто выше, ShadyXV состоит из двух дисков. Если в первой части альбома мы услышим новые треки команды Shady, включая сингл Detroit Vs. Everybody, то во второй — лучшие песни артистов, когда-либо подписанных на лейбл. Это оценят преданнейшие фанаты Shady Records, которые с самого основания компании следили за её развитием и переживали вместе с ней взлёты и падения. На втором диске альбома сосредоточены треки от D12, 50 Cent’a и Obie Trice. Здесь даже представлена демо-версия композиции Lose Yourself, ставшая, наверное, самым неожиданным подарком для аудитории слушателей.
Практически все песни альбома ShadyXV получились невероятно удачными, однако некоторые годятся только для развлечения клиентов магазинов одежды в примерочных. Но то, насколько хорошим получилось большинство композиций, их мелодичность, биты, врезающиеся в память и поражающая эмоциональность — всё это заставляет нас забыть о посредственных песнях, представленных на пластинке, как будто их вовсе и не было.
Название альбома полностью соответствует содержанию. Он будто вместил в себя всю пятнадцатилетнюю историю существования лейбла. Несмотря на то что состав команды артистов изменился, их цель осталась той же — поднимать Shady Records ввысь по нескончаемой лестнице Рэпа, используя своё мастерство и способность работать вместе. Когда Eminem заново осветлил волосы, его менеджер и сооснователь лейбла Пол Розенберг не на шутку испугался, что у артиста случится рецидив. Но этого не произошло. Маршалл по-прежнему со всей серьёзностью относится к своему делу, что позволяет ему оставаться лидером и примером для всех артистов Shady Records. Он предоставляет каждому исполнителю свободу совершенствовать свои навыки, сохраняя индивидуальность, лишь изредка направляя их на верный путь. Альбом показал, насколько разносторонний и качественный материал могут предоставить исполнители, а следовательно, команда Shady задачу выполнила.
Автор — Полина Денисенко
Конкурсная работа.