Документальный фильм канала HBO «The Defiant Ones» представляет из себя завораживающую картину Dr. Dre и Jimmy Iovine без прикрас.
Уже в самом начале «The Defiant Ones», панорамного документального фильма Allen Hughes о Dr. Dre и Jimmy Iovine, премьера которого состоялась в воскресенье на канале HBO, становится ясно, что этот фильм не будет лишь воспеванием дифирамбов в адрес двух гигантов музыкальной индустрии.
Фильм открывается совершением бизнес-сделки, которая по завершению сделает Dre и Iovine очень богатыми людьми. Apple согласилась приобрести их компанию Beats за сумму в 3,2 миллиарда долларов, но необходимая осмотрительность требует воздерживаться от официального объявления. Потом вспыхивает неудача: новость о сделке сливается путем несвоевременного поста в Фейсбуке. Внезапно большая выплата под угрозой, и камеры Hughes’а все это запечатлевают.
Чтобы не портить впечатления и не выдавать, что происходит далее, скажем так, что Hughes не боится показать другие потенциально позорные моменты Dre и Iovine в последующих четырех часах фильма «The Defiant Ones», а именно разводы, арресты, коммерческие провалы, небезызвестное нападение Dre на медийную личность Dee Barnes в 1991 году. Все это описывается с нехарактерной откровенностью.
Но подход Hughes’а к описанию без прикрас в конечном счете только добавляет красок в портрет людей, которыми стоит восхищаться, и которые прошли путь от неблагоприятного прошлого, чтобы построить две отдельные империи, а затем объединили их вместе в 90-х, чтобы стать еще более богатыми и могущественными. На своем пути Dre и Iovine удалось пересечься со многими значимыми фигурами в музыке последних 40 лет. Bruce Springsteen, Eminem, Bono, Snoop Dogg, Tom Petty, Ice Cube, Stevie Nicks и David Geffen составляют лишь часть впечатляющего звездного состава «The Defiant Ones».
Для Hughes, который больше всего известен съемками культового фильма 90-х «Угроза Для Общества» и «Мертвые Президенты» вместе со своим братом, Albert’ом, «The Defiant Ones» был всепоглощающим проектом, который занял несколько лет, и отнял практически все его внутренние силы.
«Было на все 100% тяжело сохранить режиссерский контроль над этой штукой», говорит Hughes. «Эти парни сами по себе артисты, и они лучшие из артистов. Так что в этом у нас проблем не возникало. Сложность была в том, что они были тем, кто они и есть. И они все еще в деле. Ведь они не ушли на пенсию и не отошли в мир иной».
Одна из историй, которую ты не напрямую рассказываешь в фильме – это гибель музыкальной индустрии. Первые три части повествуют обо всех великих вещах, которые эти магнаты сотворили в музыке, а четвертая часть об их переходе из мира музыки и продаже наушников компанией Beats By Dre. И это меня расстроило. Это свидетельство бизнес-смекалки Dr. Dre и Jimmy Iovine, что они смогли сделать этот переход, но вся история в целом кажется мне трагичной. Ты чувствовал, что фильм движется в этом направлении, когда его снимал?
Allen Hughes: Dre все еще работает в студии. Люди этого не знают, но Dre записывает что-то каждый день. Он буквально там находится и записывает песни каждый день. В этом смысле он словно Пикассо. Он всегда рисует. В данный момент он продюсирует, в одиннадцатом часу, трэк для последнего альбома Eminem’а. Так что Dre все еще очень активен в музыке, понимаешь? Но я услышал, что ты сказал, и в этом есть правда.
Знаешь, они только что выпустили этот альбом Prince, делюкс версию «Purple Rain», которым я наслаждаюсь с самого выхода. И я слушаю его, не заглядывая в свои девайсы, без включенного TV, не залезая в инстаграм или твиттер. Я просто сижу в темной комнате, слушаю альбом от начала до конца. Вот это уже умерло. Занавес. Это никогда уже не вернется.
В первых сериях «The Defiant Ones» описываются параллельные истории, происходящие в двух совершенно различных эрах. Iovine создал себе имя, работая с John Lennon, Bruce Springsteen и Tom Petty в 70-х, в то время как Dre начинал во времена ганста-рэпа поздних 80-х и начала 90-х. В теории истории Iovine и Dre могут быть совместимыми, но тем не менее появляется смысл в пересечении их путей именно при просмотре фильма. Как у тебя это получилось?
Allen Hughes: Определенно нам нужно было над этим задуматься. Во время монтажа у нас ходили настолько детские шутки, вроде того, что Dr. Dre – это Michael Corleone, а Jimmy Iovine – это крестный отец. Что я имею ввиду под Michael Corleone – это то, что он не бизнесмен. Michael Corleone был в армии, и в конце концов, ему приходится ввязываться в этот семейный бизнес, знаешь о чем я?
Для меня, тем, что меня лично связывало с повествованием, было столько много вещей. Я такой «Вау, Jimmy и Dre оба провалились сквозь трещины системы среднего образования». Я имею ввиду то, что я провалил среднюю школу, и вернулся и получил свой диплом, что настолько типично. И нам повезло. Как нам повезло? Я пытался в этом разобраться. Это был горько-сладкий процесс, знаешь?
Мне это не пришло в голову, когда я смотрел фильм, ведь у тебя был похожий старт в бизнесе, когда ты работал в юном возрасте. Кажется истории Jimmy и Dre была тебе близка.
Allen Hughes: Да, была. Я не знал этого, когда брался за работу, и это частично является причиной того, что этот проект был одним из самых болезненных, над которыми я работал. Я испытывал агонию и экстаз, знаешь? И я также переживал глубокую депрессию, пока я работал над этим. И я не знал, что это было причиной всего. Я тогда понимал «Оу, черт! Я через это прохожу!» [Смеется] Я не осознавал этого, знаешь? Но я вкладываю это все в фильм. Я вкладываю это все в фильм иногда сознательно, а иногда бессознательно.
Оба этих парня повидали и прочувствовали на себе много грубых вещей, когда начинали, также как и я. Но мне повезло иметь такую великую маму. У Dre тоже была хорошая бабушка и мама, и, когда ему было 16 и он стал Dj’ем, были люди из его района, которые были крепкими парнями и которые его оберегали и старались сделать так, чтобы ему не приходилось иметь дело с тем дерьмом, с которым приходилось иметь дело другим ребятам. Вот это знают не многие люди. И у Jimmy была схожая ситуация, и у меня тоже. В очень раннем возрасте, в 12 лет, когда мы начали создавать фильмы, и мы были в довольно опасном районе. Отличная мама, но ты выходишь за порог и там крэк и кокаин, гангстерские разборки, знаешь? То, о чем люди забывают, так это то, что в этих опасных районах, в любом гетто, есть одна вещь: в каждом гетто есть свой барон. Понимаешь, есть порядок. И в каждом гетто барон сразу находит парней, которых нельзя трогать, которых нужно оберегать, и вот в этом я тоже могу провести параллель с собой.
Dr. Dre наводит впечатление очень замкнутого человека. Но ты смог заставить его раскрыться, как никогда. Как у тебя это получилось?
Allen Hughes: Это заняло 25 лет. Общения с ним. Вот, как это получилось. Мы познакомились в 1991 на съемках клипа для N.W.A. И он был очень добр ко мне, в то время как я был всего лишь подростком. Мы были друзьями 27 лет, перед тем как стали работать вместе. Мы всегда пытались начать работать вместе все эти годы, но все никак не получалось. И потом, шесть лет назад, мы сделал клип с Eminem’ом на трек «I Need A Doctor». И это для нас был просто момент «А-ха!». Мы просто отлично ладили, понимаешь? Мы всегда относились к друг другу, как друзья, но здесь мы стали по-настоящему друзьями. Как-то он спросил меня «Думаешь моя жизнь бы стала хорошим материалом для биографии?» И ответ был вроде «Думаю ли я? Ты прожил жизнь за десятерых!» Я имею ввиду, черт! И так все и началось.
У тебя сразу было в планах делать это совместно с Iovine?
Allen Hughes: Нет. Началось все, как документальный фильм о Dre.
Каким образом фильм развился в двойное жизнеописание?
Allen Hughes: Я позвонил главе HBO и сказал: «Что будет, если я вам скажу, что я могу заставить самого загадочного артиста в истории хип-хопа рассказать о своей жизни?» И президент HBO спросил «Кого?». Я сказал «Dr. Dre». И он сказал «Даю добро». Я никогда не получал разрешение в комнате, не говоря уже по телефону. Это было настолько быстро: «Даю добро».
Потом он говорит «Есть только одна проблемка». Я спросил «Что за проблема?» Он говорит «От нас только что вышел Jimmy Iovine, и мы только что дали добро документальному фильму об Interscope Records». Я сказал «Я сейчас вам перезвоню!» [Смеется]
Один из моих любимых документальных фильмов – это «Борьба за Гражданина Кейна». Он рассказывает историю двух одаренных людей. Один из них – это William Randolph Hearst, владелец особняка Hearst Castle и целого состояния в газетном бизнесе, а второй – это Orson Welles. Фильм ведет параллельный рассказ о том, как матери обоих баловали своих сыновей, и что они оба были одаренными людьми. Вся история ведет к тому, что они встречаются и уничтожают друг друга. Оба уже не те, что были раньше, когда фильм «Citizen Kane» уже сделан. Так что я сказал «Боже, да это же та же самая история!» Кроме того, что эти парни друг друга не уничтожают.
Ты брал интервью у Dee Barnes, и Dre рассказывает о нападении 1991 года настолько основательно, что это удивительно, после того, как фильм «Straight Outta Compton» критиковали за то, что в нем упущен этот момент. Трудно было заставить Dre говорить об этом?
Allen Hughes: Нет, потому что в самом начале это было тем, с чем ему первым делом необходимо было справиться. И это было еще до фильма «Straight Outta Compton». Расстроило меня то, и было очень болезненно, что мы уже засняли часть, где он об этом говорит и наконец раскрывается об этом и извиняется за тот случай. У нас это уже было готово еще за год до того, как это снова всплыло во время «Straight Outta Compton». Сидеть и смотреть на это все… Мне просто было очень тяжело. Мне было жаль обоих, но Dee особенно. И мне было жаль Dre, потому что он уже обо всем этом раскрылся в интервью. И его просто разрывали на части. Но больше всего мне было жаль ее. Мне пришлось держать интервью Dre в секрете от нее, и это причиняло мне боль.
Ты говорил раньше, что тебе тяжело было делать фильм. Это было связано с фильмом или это были просто другие вещи из твоей жизни?
Allen Hughes: Это было все вместе. Я бы сказал, что я режиссер, вживающийся в свою работу. Я всегда становлюсь тем, над чем я работаю, понимаешь? И в этом случае я вжился в это. Так что это было семь дней в неделю. Никакого отдыха. И даже, когда было свободное время, это был интенсивный творческий процесс с моим напарником, Doug Pray. И это было тяжело для Jimmy и Dre.
Ты живешь фильмом, и ты получаешь знания от фильма в процессе его создания. И если твоя семья, твоя девушка или жена… я не был женат в то время, но я пожертвовал отношениями ради этого. И это не потому что я был прав, или она была права. Просто дело в том, что если у тебя нет человека, который понимает, что сейчас тебе нужно сосредоточиться на этом… Моя мама просто замечательная, потому что она замечательный бизнесмен. Она меня защищает, понимаешь? Но мне никогда не приходилось погружаться настолько глубоко, и кстати говоря, должен тебе сказать, я потерял, наверное, трех друзей. Трех дорогих мне друзей. Не из-за смерти, но они просто не смогли меня поддержать по какой-то причине, понимаешь? И они больше не являются друзьями. И это было больно.
Еще раз, когда ты смотришь фильм, ты можешь видеть, что стоит добиваться чего-либо, добиваться, добиваться, и добиваться, и стараться продвинуть вперед какую-то платформу. Никогда нельзя предугадать, полюбят ли это люди или нет, но я всегда стараюсь добиться уважения. Я просто хочу, чтобы они это уважали, так что я стараюсь продвигать платформу, и увидеть, что я могу сделать с ней, что отличается от того, что делалось раньше.