Читайте большую рецензию на новый трек Eminem’а и Beyoncé — «Walk on Water».
«Walk on Water» (в переводе «Хожу по воде») — это первый сингл с девятого студийного альбома Эминема «Revival». «Walk on Water» — это не только название, но и главная фраза, в которой заключён основной посыл композиции — донести до своих фанатов, что Eminem — не бог, и не стоит требовать от него невозможного и ожидать чего-то невероятного.
Фанаты зачастую сравнивают суперзвёзд, таких как Eminem, c Богами, и, несмотря на наше уважение и почтение к ним, они тоже порой бывают неуверенные. Это особенно примечательно для Эма, который делает отсылку к своей предыдущей студийной пластинке MMLP2, и который всемирно объявил себя «Богом Рэпа» в одноимённом сингле «Rap God», а также ходил по воде в конце музыкального видео на этот трек (некая отсылка к Библии и Иисусу, которую Eminem не первый раз использует в своих треках). Теперь рэпер признает, что у него есть пределы и сомнения.
Припев композиции «Walk on Water» был написан Skylar Grey, и как она сама призналась, это «это песня, которую она пыталась написать с 6 лет, как только впервые села за пианино». Каждый раз, как она садилась за новую песню, она хотела, чтобы получилось так же хорошо, как в этот раз. Строчки взяты из трека «Immutable Beauty» группы Smart Went Crazy: I walk on water / When it freezes / That don’t make me Jesus. Но вместо соавтора трека, припев и бридж на нём исполняет великолепная Beyoncé.
Я хожу по воде
Но я не Иисус.
Я хожу по воде
Но только когда она замерзает (черт)
Являясь поклонником творчества не только Эминема, но Skylar Grey, я могу сказать, что эти строки, написанные ею, подходят им обоим и описывают то, через что им пришлось пройти на протяжении своей карьеры. Eminem прогремел и стал широко известен в 1999-ом году, после выпуска альбома «The Slim Shady LP» и очень удачного сингла «My Name Is», который выиграл в номинации «Лучшее соло хип-хоп выступление» на 42-й церемонии Грэмми. От альбома к альбому он укреплял свои позиции, превосходя самого себя. Пластинка «The Marshall Mathers LP» вообще стала классикой и эталоном звучания Слима Шейди и подняла планку фанатского ожидания на небывало высокий уровень, установив рекорд продаж (1,76 миллиона только на первой неделе, а позже став «бриллиантовым»); следующий альбом «The Eminem Show» тоже принёс Эму «бриллиант» по продажам. Протеже Эма, Skylar Grey, пусть и не такого уровня известности, но также имеет за плечами долгую музыкальную карьеру, со времён, когда она выступала под своим настоящим именем Holly Brook. Создав однажды невероятно-удачные композиции (как для себя, так и для других исполнителей) и поднимая планку ожидания от своих работ, она попала под влияние лейбла и совершенно неудачных промо-кампаний (на мой взгляд), часто не оправдывала ожиданий фанатов, а выпуск альбомов завершался коммерческим провалом.
Эта тема «завышенного ожидания» близка не только Skylar Grey и Eminem’у, но и всем успешным исполнителям, которые достигли больших высот, и столкнулись с критикой своих более поздних работ. Не зря, когда Rick Rubin поехал на встречу с Jay-Z, чтобы дать ему послушать и оценить трек «Walk on Water», он и ему, а потом и Beyoncé, очень понравился, и королева Би согласилась исполнить в нём припев. Она наверняка сталкивается с аналогичным ожиданием своих фанатов чего-то лучшего по сравнению с прежними её работами, и у неё определённо возникают аналогичные мысли, которые Eminem изложил в треке «Walk on Water».
Песня начинается с припева, нежно исполняемого Beyoncé. Многие спросят, почему же Eminem не предложил исполнить припев Skylar Grey, ведь кому, как не автору трека, с такими выдающимися вокальными данными, удастся лучше всего исполнить его и передать те чувства и переживания, которые заложены в его строчки при создании. Но, опять же, на мой взгляд, Beyoncé подходит сюда гораздо лучше: во-первых, она смогла очень эмоционально передать посыл трека — даже такие большие артисты очень уязвимы, они смертны, они не могут постоянно создавать свои творения лучше предыдущих; во-вторых, кандидатура Beyoncé выглядит более привлекательной с точки зрения маркетинга, ведь потенциальная база слушателей трека будет не только состоять из фанатов Эминема, но ещё и из фанатов Beyoncé (не забывайте про объединение жанров и расширение охвата радиостанций).
«Walk on Water», буквально, наполнен энергией протеста, которую излучает Eminem на протяжении всей своей карьеры. Вспомните его нападки на бывшего президента США Джорджа Буша или недавние разносные фристайлы («Campaign Speech» и сайфер на BET «The Storm»), посвящённые президенту США Дональду Трампу. Эти протесты — часть Эминема, он всегда был бунтарём, и этот трек очень хорошо ему подходит, только сейчас он бунтует от негодования.
«Откуда так много ожиданий? Я сам установил эту планку?», — с ощутимым вздохом и грустью он начинает первый куплет. Достигнув такого большого успеха неудивительно, что Eminem ощущает себя обязанным превзойти ожидания фанатов. Он понимает, что от него ждут чего-то нового, другого (хотя порой мне кажется, что фанаты боятся этого другого), и он тоже сам ставит для себя планку — превзойти предыдущие работы (такой уж наш Эм), но не может этого достичь, не может до этого «дотянуться».
Высокие ожидания фанатов и собственная планка качества к своим работам давят на него, усугубляя состояние (в треке он называет его как «Бабочки в животе») критикой СМИ, коллег по цеху, которые хотят вылить на него кучу грязи, не важно «какие строчки он сочиняет», потому что они всё равно послушают и найдут к чему придраться. Eminem говорит, что он всегда очень трудно принимал плохую критику и сравнивает её с проглатыванием таблеток викодина, застревающих в горле.
«Знаю, что вообще без разницы, какие строчки я сочиняю
Вы все равно послушаете, придеретесь, этот викодин сильный, для того чтобы проглотить»
Именно из-за своей непереносимости плохой критики он не выпустил очень много материала, который буквально уничтожался им на финальных стадиях, когда Eminem понимал, что он не дотягивает до его собственной планки и не дотянет до планки, поставленной фанатами. Можете смело плюсовать сюда все его не вышедшие проекты: альбомы «King Mathers LP» и «Relapse 2», а также треки «Apple» и «Goat» — все они предположительно были уничтожены им. Поэтому стоит забыть, что грядущий альбом «Revival» — это некогда забракованный «Relapse 2». Eminem просто не допустил бы такого, о чём он читает в завершении первого куплета.
«Поэтому выбрасываю их, как только гнет увеличивается, как помятые брюки хаки
Я чувствую, как трескается лед, потому что»
Интересно, что если прислушаться к припеву, то можно услышать на фоне исполнения Beyoncé звуки рвущейся бумаги, скрежет ручки и даже маты, которые то и дело злостно и нервозно вставляет Eminem. Этот ход отлично дополняет общую атмосферу песни, создавая картину того, что Eminem пишет какой-то трек, у него не получается или ему не нравится, что получилось, и он вырывает его из блокнота. Эм показывает нам неуверенность в качестве своей музыки, и такая музыка не достойна, чтобы попасть в плеер слушателя.
Это проклятие знамени
Как только появился первый набор дисков Mathers
Всегда в поисках строчки, которой я еще не сочинял
Будет ли этот шаг просто очередной ошибкой
Опорочит мое наследие, всю любовь или уважение, которое я получил?
Рифма должна быть идеальной, подача безупречной
И мне всегда кажется, что я попадаю в точку
До тех пор, пока я сажусь в машину, слушаю и разбираю ее
Например: «эта хрень просто мусор»
Во втором куплете Eminem продолжает развивать тему, приходя к пониманию того, что «The Marshall Mathers LP» — особый альбом, является той самой планкой, которую уже не переплюнуть. Такие работы Эминема, как MMLP, являются фундаментом его успешной музыкальной карьеры (главные его треки «Stan», «The Real Slim Shady», «Lose Yourself» все из этой эпохи).
За более чем 29 лет своей карьеры, начиная с записи таких песен, как «Foolish Pride» в 1988 году, до сегодняшнего дня, он все еще ищет эту идеальную строчку, фразу или рифму, которые он еще не сочинял. В конечном итоге, он понимает, что стал худшим критиком самому себе. Его страх стал воплощением его самого. После возвращения в 2009-ом году некоторые из его работ, как он признался, были сделаны не на должном уровне. С ростом критики и числа ненавистников, увеличивающимся по ходу его карьеры, Маршаллу становится все труднее выпускать что-то, что будет по душе всем.
Дети смотрят на меня как на бога, это смешно
Если бы они знали, это лишь маска, и она была всесторонней
И я стараюсь не слушать глупости
Но если вы, суки, пытаетесь лишить меня моей уверенности
Миссия выполнена
Продолжая признавать свою позицию в обществе, Эминем неохотно принимает похвалу от молодого поколения, которое поставило его на пьедестал. «Rap God» должен был показать его лирические умения и шутливое обозначение «бога», но молодое поколение преклоняется перед Эмом, не зная, что это негативное воздействие.
В целом атмосфера всей композиции существенно отличается о того, что Эминем делал раньше. И фанаты не могли этого не заметить. Отсюда так много негативной критики снова вылилось на Эминема, которую можно найти в соц. сетях.
«Я не посланник Бога. Nas, Rakim, Pac, B.I.G., James Todd Smith, и я не Prince, так что…», — на такой фразе завершает Эм второй куплет, будто бы смирившись с тем фактом, что он является объектом обожания многочисленных поклонников. Но он говорит, кого стоит боготворить, перечисляя СВОИХ кумиров.
К концу трека команда Эминема решила усилить тему того, что такие же мысли возникают не только у Эминема, и добавила бридж. На бридже Beyoncé продолжает петь о том, что она не идеальна. Даже такие большие и успешные люди, как она, делают ошибки, потому что это свойственно всем людям. Делать ошибки — значит развиваться, учась на них, становиться лучше. Но из-за успеха фанаты возводят своих звёзд на пьедестал. Beyoncé поёт о том, что она боится подвести фанатов.
Ведь я всего лишь человек, как и ты
Я делала собственные ошибки, о, если бы ты знал
Я не думаю, что ты должен верить в меня, как ты делаешь это сейчас
Потому что я боюсь тебя подвести, о
В артистическом плане к Beyoncé, как и к Эминему, не придерёшься, работает она профессионально, скрупулёзно, перфекционист до мозга костей (ну не зря же они сделали эту совместку, два перфекциониста в своём деле). Текст «Walk on Water» проецируется на жизнь Beyoncé вне камеры. Она тоже не без уроков жизни: это и история с отцом-менеджером, и выкидыш, и история с изменой, внятно изложенная Джеем на альбоме «4:44». Сколько бы она не улыбалась папарацци, не любезничала, не зажигала сцены, она затянута во все мирские-людские тяготы, но будучи возведённой в ранг ролевой модели-кумира-иконы не одного поколения, чувствует себя обязанной всем этим людям, боится предстать сломленной перед ними.
Во всём треке чувствуется некая усталость, которую источают Eminem и Beyoncé, усталость от постоянной критики, невероятного внимания к своей персоне и высокого ожидания. Eminem ведь успел наделать много ошибок за свою жизнь, взять только его рецидивы или некоторые его тексты, из-за которых его обвиняли в гомофобии и расизме. Но этим треком он нам говорит — «Хватит! Хватит, я тоже всего лишь человек», но в тоже время, он не хочет нас подводить.
В третьем куплете Eminem показывает слушателю, что не всё так просто в нём, сравнивая себя с Кубиком Рубика и делая отсылку к популярной на телевидении фразе «Глубина характера». Таким образом, Eminem говорит, что он очень многосторонен, полон сложностей и неуверенности и через многое прошёл. Жизнь в трейлере, наркозависимость, споры и многое другое показывают сложную жизнь Эма. В соответствии с тремя частями кубика, Эм создал три персоны в своих альбомах: Эминем, Маршалл Мэтерс и Слим Шейди.
Но я делаю все, чтобы не разрушить ваши ожидания,
А оправдать их, но сначала, появляется «Speedom»
Потом, Big Sean, он слишком быстрый
Было время, когда я держал весь мир за яйца, который пожирал мою ладонь
Каждый альбом, песня, в которой я сума сходил от искренности
А теперь я только кривляюсь и хмурюсь
Eminem как бы «пробегается» про всей своей карьере, начиная от появления Слима Шейди (которого критиковали за обилие сатиры в лирике) и заканчивая последними треками — «Speedom (Worldwide Choppers 2)» и «No Favors» (которые критиковали за прерывистый флоу). Он хочет показать, что слушателю очень трудно угодить. Его более поздние пластинки тоже были атакованы критиками из-за его подачи (например, в «Recovery» — за агрессивность в подаче)
Толпы ушли
И пришло время перекраситься из блондина
Продажи понизились
…появился занавес
Он завершает шоу, я все еще позади него, высовываю свою голову
В начале своей карьеры, когда Eminem выпускал свои первые альбомы, он поражал всю индустрию своим творчеством, достигнув мирового уровня и рекордных продаж своих дисков по всему миру. Последние же его пластинки значительно меньше продаются. Как следствие, разочарование поклонников, ещё больше критики и меньше уважения в хип-хопе. Он всё это понимает, и знает, что уже не такой, как раньше. Но он говорит нам, что быть таким, какой он сейчас, это лучше, чем быть на том свете, используя отсылки к своему покойному другу Пруфу и к сгоревшему дому на Дрезден Стрит (с обложек MMLP и MMLP2, помните?). Таким образом, Эм продолжает оглядываться на эпохи своей карьеры.
[Чтобы вы сильно не пугались, отмечу: продажи альбомов Эминема сократились не сильно, если сравнивать статистику всей его карьеры. Например, два последних альбома занимают 2 и 3 места по продажам, но при этом показали более низкий релузьтат продаж на первой неделе]
В конце трека Eminem не двусмысленно намекает слушателю, что пора оставить Слима Шейди позади и начать двигаться дальше. Со своей многолетней музыкальной карьерой Eminem смотрит на всё как бы из-за занавеса и старается угодить своим фанатам, оправдать их ожидания, играя с самыми лучшими и понравившимся им рифмами, создавая из них что-то более совершенное. «Тысячу раз», но это не может длиться вечно, потому что Eminem стареет. Последний куплет у Эминема получился особенно сложным и метафоричным, и каждый слушатель может трактовать его по-разному.
С момента его возвращения в 2009-ом году критики часто писали, что Эму пора выйти из игры. В завершении Eminem ещё раз акцентирует внимание на том, что рэп-игра и написание рифм — это всё что он умеет и всё что у него есть. И он не может сдаться без боя: «Ведь как я смогу позволить этому микрофону сдаться без боя». Он уйдёт только тогда, когда сам решит «будет ли это, на сей раз, мой последний поклон или нет…»
… Потому что я всего лишь человек, но пока у меня есть микрофон, я подобен Богу
Так что я и ты не одно и то же
Сука, я написал «Стэн»
Завершает трек Eminem резкой сменой подачи и тона, появляется агрессия, и он в последний раз даёт выглянуть из-за кулис Слиму Шейди. Он говорит слушателям, что не нужно его боготворить, но и забывать не стоит, кто написал все эти гениальные треки (ссылаясь на свой главный хит).
Резюмируя это большое количество текста, скажу, что сингл «Walk on Water» — это намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Наполненный невероятным количеством метафор и отсылок на раннее творчество Эминема, чтобы его понять, нужно читать между строк. Eminem как всегда гениально поработал и создал невероятную композицию, не без помощи своей команды, конечно же. Почитав эту рецензию, переслушайте трек ещё раз и поймёте, к кому обращается Eminem и какие серьёзные темы пытается донести. Этот трек открывает тему его нового грядущего альбома, который, наверное, станет финальной частью трилогии Relapse-Recovery-Revival. Будет ли этот альбом последним? Думаю, что ответа на этот вопрос не знает даже сам Eminem. Однозначно могу сказать, что грядущая пластинка станет важной вехой в карьере рэпера.