В этом году Эминем официально вернул статус коммерчески и культурно влиятельного исполнителя, который он почти потерял в 2017. Читайте перевод материала Форбс.

Как человека, первые альбомы которого содержали треки под названием «Just Don’t Give a F**k» и «Still Don’t Give a F**k» («Просто по**й» и «Все еще по**й», прим. Eminem.Pro), Эминема за последнее десятилетие определяли в первую очередь по его самосознанию. С того момента, как Маршалл выпустил свой первый альбом после долгого периода, «Relapse» 2009 года, самый продаваемый рэпер всех времен и народов продолжал осмыслять свое наследие в мире хип-хопа и отвечать (иногда не дожидаясь удара и атакуя первым) всем тем, кому не нравилось его новое, более близкое к поп-жанру направление музыки, выбранное Эминемом в 2010.

Беспокойство достигло своего пика после выхода в 2017 году альбома «Revival» – низшей точки музыкального мастерства артиста. Тяжелый удар работе нанесла чрезмерно раздутая отрицательная критика, в результате чего «Revival» продался намного меньшим количеством копий, чем его предшественники. Ко всему прочему, ни один из синглов с девятого студийного альбома не достиг топ-10 «Billboard Hot 200», в то время как все остальные синглы, забиравшиеся в данный чарт, неизменно дебютировали на первых позициях.

«Будет ли этот шаг очередной ошибкой, которая очернит /
Всё наследие, любовь и уважение, которые я заслужил?»

С таким вопросом обращается Эминем на «Walk on Water» – главном сингле альбома «Revival». И судя по совершенно дикой реакции и равнодушной реакции публики, отразившейся в продажах, ответ очевиден – «да». Благодаря своему огромному наследию Эминем все еще оставался необычайно успешным исполнителем, однако к концу 2017 года казалось, что его карьера вошла в крутое пике и была обречена на падению в бездну неактуальности.

Как же сильно все может поменяться всего лишь за один год. После относительно скромной первой половины 2018 года, Эминем вновь резко обратил на себя внимание общественности, неожиданно выпустив в конце августа десятый студийный альбом — «Kamikaze». Маршалл положился на внезапность, и его тактика сработала: после релиза «Kamikaze» рэпер блистал на всех заголовках — «Revival» даже мечтать не мог о таком резонансе. Альбом дебютировал на первом месте в «Billboard 200» c 434,000 проданными копиями, в то время как «Revival» сделал это, достигнув отметки в 267,000 продаж. Примечательно, что благодаря «Kamikaze» Маршалл установил личный рекорд по прослушиваниям на стриминговых площадках за неделю — 168 тысяч. Данная статистика доказала, что Эминем, ставший мегазвездой в эру CD-носителей, все еще может доминировать на стриминговых площадках и оказывать влияние на мнения критиков и слушателей. Такой стриминговый оборот позволил двум трекам с альбома «Kamikaze», «The Ringer» и «Lucky You» занять два места в чарте «Hot 100» — восьмое и шестое, соответственно. Менее чем за два месяца альбом «Kamikaze» стал платиновым и стал самым продаваемым «чисто рэперским» альбомом 2018 года.

Десятый студийный альбом оживил карьеру Эминема, однако он также означал разворот в лирике на 180 градусов от депрессивного, серьезного «Revival». 46-летний рэпер выражал свое отношение к недавнему творению так, будто «Kamikaze» — это развернутый дисс на СМИ, критиков и других рэперов, который также напоминает, почему Мэтерс является самопровозглашенным «величайшим всех времен». Так Маршалл использовал несколько резких, шокирующих тактик, которые когда-то делали его альбомы «грязными»: в «Normal» он читает про то, как преследует изменившую ему женщину, дальше Эминем избивает критика «Revival» у себя дома на ските со своим менеджером Полом Розенбергом. На нескольких треках Слим Шейди обрушивается на Lil’ Pump и Lil’ Yachty, посвящает строчку из «Fall» исполнителю Tyler The Creator, чтобы назвать его «пид**м», что в итоге вызывает бурю критики. С альбомом «Kamikaze» Эминем вернулся к бифам без чувства вины и хвастовству своей молодостью, выводя из себя некоторых слушателей, но вызывая радостные эмоции у своих преданных фанатов.

Самым красноречивым примером подобного поведения на «Kamikaze» является трек «Not Alike», где Эминем задиссил 28-летнего рэпера из Кливленда Machine Gun Kelly за непристойные комментарии 2012 года в адрес своей на тот момент несовершеннолетней дочери, Хэйли. MGK нанес ответный удар и выпустил свой дисс-трек под названием «Rap Devil», который помог ему впервые попасть в топ-20 чарта «Hot 100». Впрочем, данное достижение кажется совсем незначительным по сравнению с ответным диссом от Эминема. «Killshot» побил рекорд Youtube по просмотрам за 24 часа среди хип-хоп видео и взорвал «Hot 100», дебютировав на третьей позиции — выше всех остальных треков с альбома «Kamikaze». «Killshot» — это бесконечный вал оскорблений в сторону Machine Gun Kelly, затрагивающих сомнительность его таланта, относительное отсутствие успеха в чартах, которые выржаются подобными панчами:

«Но, Келлс, в тот день, когда ты выпустишь хит, Дидди признает,
Что убил Пака, а!»

«Killshot» однозначно положил конец самому трэшовому рэп-бифу 2018 года, вновь подтвердив статус Эминема как баттл-рэпера мирового класса и изобразив его с той уверенностью в себе, которую, казалось, Эм подрастерял во времена «Revival».

Несмотря на недавнюю череду музыкальных успехов, 2018 год нельзя назвать для Эминема безупречным. Хотя альбом «Kamikaze» действительно можно назвать апгрейдом после «Revival», он был «не от мира сего» в индустрии, полной странных попсоватых работ от то ли рэперов, то ли тинейджеров, угарающих с жанра. И «Fall», и «Killshot» подверглись заслуженной критике за гомофобские наклонности, что не совсем уживается с новой ролью Маршалла в качестве борца против Дональда Трампа. И давайте не забывать недавний эксцентричный фристайл «Kick Off», в котором Эминем дает новый толчок конфликту десятилетней давности с Кристиной Агилерой и делает ужасающую отсылку к трагедии в Манчестере на концерте Арианы Гранде 2017 года. Маршалл говорит то, что хочет, и это сделало его иконой жанра, однако иногда подобные вещи звучат бессмысленно и безвкусно.

Но опять-таки, этого от него и ждут фанаты. Эминем раз за разом доказывает, что оперировать своей действительно свободной речью у него получается намного лучше, чем когда он вынужден истязать себя самокопанием и потворствовать мейнстримным любителям попсы. Эта идеологическая перемена и является итогом 2018 года для Маршалла Мэтэрса, и именно так в этом году Эминем официально вернул статус коммерчески и культурно влиятельного исполнителя, который он почти в потерял в 2017. Естественно, это вызовет большие ожидания от его грядущего проекта, когда бы нам ни следовало его ждать. Впрочем, это не должно волновать Маршалла. У него получается намного лучше, когда ему просто на все по**й.