Почему же Eminem то убивает в себе Slim’а Shady, то снова возвращается к этому потрясающему всех образу? В связи с информацией о скором выходе 8 альбома Eminem’a известный в рэп кругах критик Arthur Malouny пытается понять, почему Marshall’a Mathers’a постоянно тянет к себе имидж безбашенного озорника, своими порой жестокими треками, покорившего поклонников рэп-культуры.
Путь к славе Eminem’a не был устелен ковровыми дорожками. Всем, знакомым с его творчеством, известны жизненные, иногда кажущиеся непреодолимыми, ситуации, которые Em, скрипя зубами, преодолевал. С того момента, как Marshall решил, что он всю свою жизнь посвятит рэпу, он неустанно трудился, оттачивая свой собственный стиль. Однако белых парней в рэп среде тогда не уважали. В Marshall’а просто не верили. В отчаянной попытке он едет в Лос-Анжелес, где, как известно, занимает второе место в именитом баттле и раздает всем подряд копии своего первого альбома Infinite.
В тот момент рэп-культура находилась в состоянии застоя. Нужна была встряска. Необходимы были новые таланты. В Interscope понимали, что если найти человека, способного своим поведением, вкупе со своими ошеломляющими треками поразить весь мир, деньги в компанию польются рекой. Но и шанс потерять слушателей был огромен – люди могли просто не понять. По сути, уже тогда, быть может даже до знакомства Dre и Eminem’a, в Interscope был готов образ Slim’а Shady – просто нужен был человек, подходящий под этот имидж. Em был идеальным кандидатом – доведенный до отчаяния, имеющий свой неповторимый стиль рэпер с непревзойдённой читкой. Да еще и белый. У Eminem’a просто не было вариантов – ему надо было превратиться в Slim’а Shady, перестать быть собой. Marshall Mathers потерял свою индивидуальность, он по-настоящему продал душу (звукозаписывающая компания хоть и не дьявол, но грязные дела тоже творить может). Eminem многим жертвовал – как бы он не относился к своей матери и жене, он понимал, что неотъемлемой частью его альбомов станет поливание их грязью. Он, должно быть, отдавал себе отчет, что со временем его маленькая дочь услышит эти записи, и не как не мог тогда предугадать ее реакции. Eminem знал, что теперь ему придётся совершать безумные поступки перед камерой и вступать в бесконечные словесные перепалки с другими артистами – чтобы подогревать интерес публики к себе. Slim Shady стал игрушкой в руках своей компании.
Компания обогащалась за счет Eminem’a, благодаря чему обогащался и он сам. С выходом первого альбома Marshall получил все, что мог пожелать – много денег, признание, поклонников. Его тексты обсуждали всем миром, огромное количество людей начали восхищаться Slim’ом, считая, что одновременно они восхищаются и Marshall’ом. Однако это было не так. Marshall’у сразу опротивела слава, об этом можно судить по таким трекам со второго студийного альбома, как Stan, Marshall Mathers, The way I am. Но он был связан своими обязательствами, поэтому основную часть альбома составляли треки от Slim’а – они были все такими же вызывающими и вызывающими интерес публики.
К моменту выхода The Eminem Show и Восьмой мили Eminem был мировой звездой, его имя было известно каждому. Необходимость в жестоких треках отпала (они бы уже не удивили слушателей). Здесь мы уже слышим Eminem’а – порой циничного, порой лиричного. Треки от Slim’a Shady полны сурового юмора, что нравилось, да и до сих пор нравится слушателям не меньше «исповедей маньяка». Компания Em’а гениально продумывала направления звучания альбомов, зарабатывая огромные деньги и одновременно делая Eminem’а кумиром миллионов.
По направлению Encore был в какой-то мере похож на TES: немного лиричных, трогающих за душу треков от Marshall’a, немного безбашенных треков от Slim’a, и неповторимая по стилю основа от Eminem’a. Em существенно изменил свое звучание (что он делал на каждом альбоме), но до качества TES ему было далеко. Уже тогда психологическое состояние Eminem’a доходило до точки кипения – он с трудом сдерживал выпадающий на него стресс, что вылилось в постепенному пристрастию к наркотикам. Апогей же надлома Marshall’a наступил со смертью Proof’a. Рэп, всегда служивший Eminem’у лекарством, к тому времени стал в тягость. Em ушел от всего, просто пропал из поля зрения. За время от выпуска Encore до выпуска Relapse он прошел огромный путь, вытаскивая себя из ямы, расставляя приоритеты и ставя цели на будущее.
Тогда Marshall осознал, что как бы рэп игра не тяготила его, без творчества он не сможет существовать. Вернуться для него стало так же необходимо, как когда-то подписать контракт с Dre. Однако за годы отсутствия про Eminem’а уже успели позабыть, а вернуть свою популярность можно было только вернув Slim Shady. Костяк альбома, как и 10 лет раннее, составили кровавые, суровые, безбашенные треки, разбавленные несколькими лиричными и парочкой кассовых (к этому типу можно смело отнести Forever). К Em’у снова вернулся успех, но в глубине души он понимал, успех пришел к неугомонному Slim Shady, а не к личности под именем Marshall Mathers.
Год спустя Em выпускает Recovery. Мало кто знает, что случилось за этот год; почему Eminem вдруг решил выпустить не свойственный себе лиричный альбом? Тем более, что раннее он собирался записать продолжение Relapse. Невооруженным взглядом было видно, что Eminem повзрослел, серьезно изменился за год, изменил стиль в одежде, звучании, поведении на сцене. Изменились его тексты; он откровенно критиковал Relapse. С маркетинговой точки зрения этот ход объясним – Em был на волне успеха и смена смыслового направления альбома не грозила уменьшить объем продаж – наоборот, альбом бы стали покупать даже люди, далекие от рэп культуры. Фиты с Wayne’ом, Pink и Rihanna’ой также были нацелены на широкую аудиторию и они оправдали себя. Альбом стал самым покупаемым в том году, у Eminem’a появилось огромное количество новых поклонников. Marshall ходил вечно задумчивый, не выражал никакого энтузиазма при получении новой награды, забыл все старые обиды и ссоры, порвал все связи с D12. Казалось бы, он изменился; стал возникать вопрос: «А вдруг это и есть настоящий Marshall Mathers?»
Со временем тезис о том, что Eminem теперь другой, укреплялся. Не считая Hell: The Sequel, Eminem за 3 года в основном занимался продюсированием, продвигая Yelawolf’a, Slaughterhouse и Skylar Grey. Но одновременно с этим и нарастало ожидание скорого релиза. В том, что первый сингл разразится громом не было никаких сомнений.
И он разразился. Eminem бомбанул по-настоящему. Наверное, никто из слушателей Em’a не ожидал ничего подобного – сингла в духе Slim Shady. И вот уже по всему интернету «Shady вернулся!». Да, он вернулся, но по одному синглу не стоит судить весь альбом. Все альбомы Eminem’а были разные. Думаю, этот альбом объединит в себе все оттенки Eminem’a. Тут будут и лиричные треки, сумасшедшие, и взрывные по своей читке. Можно полагать, что этот альбом будет независимого Eminem’а. На 100% уверен, что он не будет полностью в духе Slim Shady, иначе он бы назывался SSLP2! Нет, на этом альбоме мы услышим самого разного Eminem’a и можно не сомневаться, что этот альбом войдет в историю, как и 6 его студийных предшественников.
Marshall Mathers, несомненно, является одной из самых противоречивых личностей во всей сегодняшней музыкальной культуре. Очень мало людей знают, кем по натуре он является на самом деле. Slim Shady – маска, которая принесла Marshall’у признание и деньги, а унесла его индивидуальность. Но такова цена успеха. Одно можно сказать наверняка: Eminem является одним из лучших рэперов за всю историю существования этого направления в музыке. Он прошел огонь, воду, медные трубы и кое-что еще, похлеще. Он заслужил звания короля рэпа. И можно быть уверенным, с выходом MMLP2 он это только подтвердит.
Перевод выполнил Артем Малахов.