Вчера вышел подкаст Broken Record от Malcolm Gladwell и Rick Rubin, в котором гостем стал Eminem. Они обсудили новый трек «Walk On Water», как Эминем и Рик его создали и почему он получился таким, каким мы его услышали.
It was a pleasure and an honor to kick off @Gladwell and Rick Rubin's Broken Record podcast https://t.co/kqyoVmc3pY
— Marshall Mathers (@Eminem) 11 ноября 2017 г.
Eminem: Я помню первую рифму, которую я написал, я не помню все, но это было дома у моей двоюродной бабки Адны. И это было настолько похоже на LL (прим. «Eminem.Pro»: LL Cool J), это был настолько сильный байт, но это было… я сказал:
I’m sneaking up behind you
And before you can blink
I’ll have a hundred million rhymes
And like a ship you will sink
Хех, ну знаешь…
When I retire
I’ll be worshipped like an old battleship
Malcolm Gladwell: Не так давно я встретился с музыкальным продюсером Rick Rubin’ом, он живет в Малибу. Мы никогда не встречались ранее, но мы в течение нескольких месяцев говорили о том, чтобы поработать над совместным проектом под названием «Broken Record», который представлял бы из себя площадку для нас самих и других артистов для того, чтобы делиться историями о музыке. Абсолютно все: откуда песни берут свое начало, как они делаются, почему они успешны.
Rick живет в странном, минималистичном доме, неподалеку от берега океана. И там есть комната, которая полностью в белом цвете: белые стены, белый пол, где нет ничего, кроме белого диванчика и этой изощренной звуковой системы.
И вот мы проговорили лишь каких-то полчаса, и он сказал: я хочу проиграть тебе песню. Это было что-то, что он сам спродюсировал, оно еще не было завершено, но он проиграл мне самую последнюю версию. Он больше ничего не сказал. Я слушал, и она меня поразила.
Eminem: Ну, тут вот в чем дело, когда… Когда ты начинаешь свою карьеру, перед тобой чистое полотно. Так что ты можешь начинать писать, откуда тебе угодно, потому что там нет еще ни одного мазка краски. Но потом твой второй альбом выходит, ты пишешь немного еще, потом еще немного… К тому времени, как ты доходишь до своего 7-го или 8-го альбома, ты уже разрисовал там все… там просто нет места, чтобы что-то дописать. Так что, это типа… «Куда тебе идти?» И люди постоянно ожидают чего-то абсолютно нового от тебя: «Я хочу, чтобы он писал об этом… Я хочу, чтобы он затронул вот эту тему… Я хочу, чтобы он просто читал, наконец! … Мне не нравится, когда он просто читает… Он делает слишком много читки ради читки… Мне не нравится, когда он высказывает отвращение к себе, он делает слишком много этой херни… Мне не нравится, когда он складывает всю эту кучу слогов воедино, но они в конечном итоге ничего не значат…». И ты начинаешь… Становится меньше пространства для творчества. Так что вот это что-то вроде того, как я себя чувствую, ну скажем постоянно«.
Malcolm Gladwell: Песня называется «Walk On Water». Она была записана в студии Шангри-Ла (прим. «Eminem.Pro»: это студия 60-х годов в Малибу), что находится неподалеку, вверх по дороге от дома Rubin’a. Bob Dylan там раньше записывался. Кстати, один из автобусов Dylan’а, в которых он ездил в турне был переоборудован в студию. Она находится высоко на холме. Все в белом цвете, конечно же, и находится на открытом пространстве.
Суть песни заключается в той строчке, написанной очень давно:
When I retire
I’ll be worshipped like an old battleship
И то, как она не воплотилась в жизнь.
Rick Rubin: Мой опыт работы с ним заключается в том, что все пишется в процессе. Я могу проиграть ему несколько идей, чтобы увидеть, какая из них прольет свет на направление, в котором можно начинать двигаться вперед и работать дальше.
Malcolm Gladwell: Ты помнишь, какую именно музыку ты проигрывал, песни, которые вы ребята прослушивали, чтобы получить вдохновение для этого альбома?
Rick Rubin: Помню я проиграл ему песню Frank Zappa, которая как мне казалось, имело какое-то…
Malcolm Gladwell: правда? А какую именно?
Rick Rubin: Это была очень старая [песня], я на самом деле не могу вспомнить, но это была песня, которая заключала в себе протест, и я думал, что энергия в ней может ему [Эминему] подойти.
Malcolm Gladwell: Припев песни — это этот чудесный припев:
I walk on water
But I ain’t no Jesus
I walk on water
But only when it freezes
Он был написан Skylar Grey.
Rick Rubin: И я на самом деле даже не намеревался дать ему это послушать, типа «посмотри на это, это просто великолепно». Это произошло скорее таким образом, что так случилось, что я прослушивал ее, а он вошел в этот момент в мониторную и спросил «оу, что это?» И я сказал, что это хук, который написала Skylar… И он сидел и слушал такой «Хмм… Хмм…»
Malcolm Gladwell: Они только недавно обсуждали возникновение «mumble rap». И было что-то в этих строках припева, «I walk on water, but only when it freezes», что задевало чувства.
Rick Rubin: Так что для него это что-то вроде «культурного шока», потому что появилась новая волна в хип-хопе, которая идет в разрез с его мировоззрением. Так что он просто обсуждал со мной свои чувства и эмоции, связанные с этим. Я видел, что его это приводило в замешательство.
Malcolm Gladwell: Он был в замешательстве. Почему? Потому что он — Eminem. Весь его мир заключается в его строчках.
Rick Rubin: Он фанатичен в том смысле, что я думаю, я никогда не видел такого ни в ком, в плане его внимания к деталям. У него идеальная память о каждой детали в музыке, и он словно вонзается в нее, становится единым с ней, и пишет, учитывая все ее сильные и слабые стороны. Он хочет, чтобы ритм слов отпрыгивал от бита строго определенным образом.
Malcolm Gladwell: Мой любимый момент в беседе Rick’а c Eminem’ом — это, когда Rick говорит, насколько работа с Eminem’ом отличается от работы с другими артистами. С другими он играет с музыкой после того, как получает вокал, чтобы они звучали лучше вместе. Но он не может делать этого с Eminem’ом, так как, и это точно та фраза, которую он использует «Eminem пишет для бита в том виде, какой он есть». И всего лишь это расплывчатое наблюдение заставляет Eminem’а оживиться. И он сразу пускается в это огромное отклонение от темы.
Eminem: Даа, да, это так смешно… Я всегда был студентом в хип-хопе, и я всегда изучал рэп, и одна из вещей, которой я научился у 2pac’а… Это… я не знаю, как он просто всегда знал, какие точно слова подобрать под те самые аккорды. И это было словно так, если бы он, к примеру, хотел произнести вот это утверждение, помню как он сказал «My broken down TV. Show cartoons in my living room«.На треке «Unconditional Love». Я был такой типа «О боже, он мог сказать то же самое в предыдущем такте, и это бы не имело бы такое же значение! Но он сказал это здесь, где аккорд с более темным оттенком и…»
Понимаешь, и я изучал это так скрупулёзно, и я думал «Боже, он был таким гениальным в этом плане». Он никогда не сказал что-то невпопад, ни в одном аккорде. Послушайте «Dear Mama». Каждое слово, каждый такт был настолько… В том самом месте, где ему следовало быть. Наверное, просто потому, что он был настолько разборчивым в плане выбора битов, и знаешь, когда он всегда говорил «Ты должен почувствовать, что я говорю». И должен чувствовать его, а не просто слышать.
Malcolm Gladwell: Потом Rick задает последующий вопрос, и Eminem снова пускается в пылкий рассказ о всей той музыке, на которой он вырос.
Eminem: Когда я впервые познакомился с хип-хопом, я начинал с Ice-T, потом вышла [пластинка] N.W.A., затем Audio-Two, Alliance, Kool G Rap, Big Daddy Kane, Master Ace, вся бригада Juice Crew, Beastie Boys, Third Base, все то, что было качественным хип-хопом, боже, Treach, Naughty By Nature, весь Flavor Unit, Lakim Shabaaz, их столько много, столько много тех, у которых я учился… И Biggie, Big L, Poor Righteous Teachers, YZ, Rakim, KRS-One, Wu-Tang, Leaders Of The New School, Jay-Z, Nas, AZ…
Rick Rubin: Какой ты был до хип-хопа?
Eminem: ААА… Public Enemy, я забыл сказать Public Enemy)
Rick Rubin: Какой ты был до хип-хопа? Просто у меня в голове отложилась картинка тебя, как Eminem the Rapper, и я тебя другим и не представляю.
Eminem: Оу, чувак, я был таким занудным ребенком ))
Rick Rubin: Кем был Маршалл?
Eminem: Маршалл на самом деле не знал, кем он был.
Malcolm Gladwell: Маршалл на самом деле не знал, кем он был. В этом суть истории, как мне кажется. Здесь представлен артист, личность которого неотделима от его искусства. И теперь, может подсознательно, но он чувствует, что земля ускользает незаметно из-под его ног. Эта нервозность является ценой одержимости. Это то, что происходит, когда тебя так это волнует, когда ты столько всего в это вложил. Потом ты просыпаешься одним утром, и ты задумываешься, имеет ли это для кого-то значение.
Eminem: Это песня посвящена уязвимости. Это о том, что значит быть смертным, о том, что ты не супермэн, и «что если я не смогу придумывать лучшее, что я когда-либо писал каждый раз». Понимаешь?
Malcolm Gladwell: Rick поехал на встречу с Jay-Z. Beyonce не было в городе. Он проиграл ему песню. Ему понравилось, и ей понравилось, и ему удалось убедить ее исполнить припев.
Rick Rubin: Причина, по которой я решил ему ее проиграть, — это была уверенность в том, что те же самые мысли возникали и у него. Я был уверен такие мысли и чувства возникают у любого успешного артиста.
Malcolm Gladwell: Я думаю, такие чувства возникают у каждого, кто когда-либо имел глубокие чувства по отношению к чему-либо — «Walk On Water».