Рэпер утверждает, что теперь песни кажутся одинаковыми.
На днях Busta Rhymes шокировал рэп совместным треком с Eminem’ом. Спродюсированный Scoop DeVille сингл «Calm Down» — это шестиминутный поток рифм, который показывает двух МС в лучшем свете. Вместе со своими двумя более ранними совместными песнями («I’ll Hurt You» и «Touch It (Remix)») рэперам Slim Shady и The Dungeon Dragon удалось потрясти хип-хоп. Сразу после того как песня стала доступна на iTunes, XXL расспросил Busta о треке, узнал, почему песню нельзя назвать баттлом и выведал много нового об альбоме «E.L.E. 2».
О работе над «Calm Down»
Busta Rhymes: «Я не делал запись, которая вернула бы меня в прошлое, ведь я его и не покидал. Я просто сделал запись, которая могла стать событием в мире хип-хопа и чем-то вроде дружелюбного напоминания о его основах. Хип-хоп был основан на семплах, ударных и настоящем рэпе. Метафорах, панчлайнах. Подаче. На чистой энергии. Вот, что я хотел воплотить в записи. А ещё сделать её похожей на произведение искусства, которое бы выделялось во всём хип-хопе.
Мы исходим из этого. Я ценю это. Пытаюсь оживить те самые моменты, но, повторяюсь, не для того чтобы вернуть прошлое. Я пытаюсь их оживить по-новому, таким образом, каким никто ещё этого не делал, не слышал и не ощущал ранее. Но всё же я поставил задачу добавить в трек элементы ностальгии. И хочу быть уверенным, что всё, что бы я ни вкладывал в хип-хоп, было узнаваемым. Когда все делали одно, я делал другое. И наоборот. Я поступаю так не без причины. Я делаю то, что мне кажется правильным. Это правда обо мне и о том, что я из себя представляю в хип-хопе.
Чувствую, что равновесие всегда необходимо. Если бы его у нас было немного больше, то происходящее бы изменилось. Баланс зародился в девяностых, а я именно из того времени. Но не пытаюсь жить прошлым, это не по мне. Просто кажется, что прошлое было куда «дальновиднее». Никто не хотел использовать материал другого или звучать подобно кому-либо. Это как закон. Каждый думал о том, что можно было сделать ещё, чтобы выделяться и не иметь себе равных. Таким образом, баланс поддерживался. У каждого была своя дорога. А сегодня, когда заходишь в клуб, то материал восьми разных МС кажется одинаковым».
О работе с Eminem’ом
Busta Rhymes: «Я не делал баттл-запись. Хотел, чтобы она была стандартной песней. С куплетами из шестнадцати строф и припевом. Трек был длиной три минуты восемь секунд. Я просто хотел сделать энергичную хип-хоп запись, как и получилось в дальнейшем. Послал её Em’y, а когда он её вернул, то его куплет оказался из 42 строф. Таким образом, всё обратилось в соревнование, потому что мы с Em’ом всегда стараемся побороть тех, с кем записываемся. Таковы мы оба и поэтому уважаем друг друга. Каждый ценит работу коллеги. Но мы не собираемся валять дурака, несмотря на то что являемся друзьями, товарищами и фанатами друг друга. Говорю о том, что я фанат Em’а и изучил его материал. Я уделил ему много внимания, что заставляет меня так его ценить. Не думаю, что все знают, что это наша третья совместная песня. Первой была «I’ll Hurt You», второй — «Touch It (Remix)» которую мы исполнили на BET Awards. А теперь и эта запись. Я вдохновлён Em’ом и с нетермением жду того дня, кода мы снова сможем поработать вместе.
Когда он прислал тот куплет обратно, я вернулся в студию, чтобы осуществить то, что должен был, потому что ни я, ни Em не сдаёмся. Так что я написал где-то 50 строф и отослал их в тот день, когда уже надо было микшировать запись. Приехал в Детройт. Встретились и начали слушать бит. И он сказал мне: «Знаешь, не думаю, что сегодня буду микшировать запись, потому что хочу сделать другую версию моего куплета». А потом: «Моя энергия теперь не соответствует твоей, так что позволь мне сделать другую версию». Он её сделал, и всё началось заново. И через три-четыре таких «переделывания» мы поняли, что запись длится шесть минут. Идея песни стала похожа на баттл, потому что мы действительно начали вкладывать в неё огромные усилия. Всё обрело такой характер: «Наплевать. Мы не будем играть друг с другом до тех пор, пока каждый не будет удовлетворён своим материалом».
И когда так вышло, мы оба были счастливы. Em смикшировал запись и тем самым совершил огромную работу. Благодаря ему получилась настоящая, смелая запись в стиле «Boom-bap». Но, конечно, ты не можешь такое сделать, если у тебя на руках ничего нет. Scoop DeVille сделал отличный бит. И получилось красивое произведение искусства. Возможно, у нас такого ещё никогда не было. Это первый раз, когда мы оба будто сошли с ума на записи. Вероятно, это и не повторится».
Об альбоме «E.L.E. 2»
Busta Rhymes:«Extinction Level Event 2 не был бы сиквелом, если бы он не имел одну основу с первым Extinction Level Event. Вся прелесть этого альбома в том, когда именно он был сделан, то есть в 1998 году. Я думаю, что в те времена люди были менее готовы, чем сегодня, услышать то, что было на альбоме. Прошло 16, 17 лет, и Интернет сделал очень многое с разумом людей в том плане, что, например, иллюминаты теперь подвергаются всеобщему обсуждению. Что? Объединение разве секретно?
Но я не думаю, что одно лишь время заставляет меня копать глубже, хотя со времен выхода того альбома произошло так много всего, что идея сделать сиквел обретает всё больший смысл. Так что я могу окунуться во всё то, о чём говорил на пластинке. Обращать внимание на те вещи, о которых я говорил и в 1998 году, но которые с тех пор настолько изменились.
Вот в чём заключается концепция Extinction Level Event. Этот альбом — сочетание техники и всего острого в хип-хопе».
Над материалом работала Полина Денисенко, по материалам интервью Busta Rhymes для XXL (9 июля 2014).