Один из гигантов хип-хопа подытоживает свое наследие в гениальном альбоме.
У кого в мире уши лучше, чем у Андре Янга? Несмотря на его множественные инкарнации, стабильным остается то, что Dr. Dre слышит вещи отлично от остальных и его уверенность в том, что миллионы платящих «пациентов» захотят услышать эти вещи тоже. Парадоксально, но он в одно и тоже время плодовит и терпелив: кажется, что он никогда не переставал работать, но как-то прошло уже 16 лет с момента выхода его последнего сольного LP.
Большинство этого времени, по его словам, он работал над продолжением своих альбомов «The Chronic» (1992) и «2001» (1999), над проектом, ожидание которого росло с каждым годом, «Detox». Неожиданностью стало то, что возвращение Dre это и не «Detox» вовсе. Может это маркетинг: как что-либо может воплотить все дикие ожидания, связанные с этим названием? Или может мечта о «Detox’е» парализовала Dre, и единственный способ освободить себя — переместить внимание куда-то еще.
Так или иначе, это не «Detox». «Compton», сделанный совместно со многими исполнителями, саундтрек для биографического фильма об N.W.A, и то, что он переносит в прошлое очевидно сразу со вступления, где отрывком из старого документального фильма рассказывается, как родной город Dre Комптон в Калифорнии превратился из идиллии черного среднего класса в разоренный преступлениями «расширенный бандитский район». Dre вспоминает унижения («…Face down on the pavement with the billy clubs…») и успех («…Now it’s ‘Fuck Tha Police’ all up in the club…»), но это не скучная экскурсия в музее. В «Compton» содержатся некоторые из его самых амбициозных треков наравне с темами о наркотиках из его старых альбомов и явно новыми фишками. Выделяются треки «Talk About It» и «Genocide» своей сумасшедшей игрой инструментов. Лирически, «Compton» не только трепещущий, но и полон возмущения, что полагает, что мировой успех не смог уменьшить язвительности и сарказма Dre, которые подталкивали его во времена N.W.A. В треке «Issues» с Ice Cube’ом Dre читает: «Пофиг на деньги, эта фигня никогда меня не изменит». Эта строчка кажется хвастливой и правдивой, но хорошо это, или плохо, ведь трек кончается резкой фантазией убийства женщины.
Все равно, тексты Dre (редактированные соавторами, как и всегда) впечатляют. Он взрывает трек за треком. Даже Eminem и Kendrick Lamar, у обоих по небольшому отрывку, «заразились» от него. Этот альбом затронул больше политики, чем другие альбомы Dre, имея строчки от него и приглашенных исполнителей про полицейское насилие, а точнее про убийства Майкла Брауна («Blood on the cement, black folks grieving») и Эрика Гарнера («I can’t breathe, I can’t breathe»). Он до сих пор полон противоречий: в «Animals» он зовет себя «продуктом системы, выращенным на помощь от государства», но на «Darkside/Gone» он читает с ощутимым отвращением, что «любой, кто жалуется на обстоятельства, теряет его».
В общем, альбом интересный и захватывающий. Это не Detox. Это нечто более реальное. И лучше.