Детройт в последние годы переживает сильный упадок, выраженный в прекращении значительного числа крупных производств на фоне роста преступности и громких коррупционных скандалов. Население города с 1950 года сократилось с 1,8 миллиона до 700 тысяч человек.
В середине июля 2013 Власти Детройта обратились в суд с просьбой признать город банкротом.
За последние десятилетия большинство крупных производств на территории Детройта, ориентированных в основном на автомобильную промышленность, закрылось. Это вызвало рост безработицы, преступности и массовую миграцию людей из города — с 1950 года население Детройта сократилось с 1,8 миллиона до 700 тысяч человек. Внутри города образовались целые заброшенные районы, которые не заполнились жителями даже во время последних лет, когда США постепенно начали выходить из кризиса 2008-2009 годов.
«Домашняя» выставка: «Heart Soul Detroit»
Детройт. Автогород. Мотогород. Как его ни назови, этот город, основанный Антуаном де ла Мот Кадиллаком в 1701 году, родился, чтобы стать одним из самых влиятельных, переменчивых, интригующих и вдохновляющих мест на планете. Важность Детройта нельзя отрицать — от развития его автоиндустрии до образования Motown Records и концертного зала Grande Ballroom, «родившего» наиболее значительных музыкантов в истории рок-н-ролла. Огромное число удивительных людей называет Детройт своим домом.
«Душа и сердце Детройта: беседы об Автогороде» — это книга, вышедшая в начале 2013 года с участием работ фотографа Дженни Райшер. С помощью необычных портретов и редчайших интервью, в которых отображены уникальные истории, галерея HeartSoul Detroit представляет 50 самых влиятельных, успешных, необыкновенных и любимых всеми уроженцев Детройта. От суперспортсменов Никласа Линдстрема, Барри Сандерса, Эла Кэйлайна и Томми Хернса, писателей Элмора Леонарда, Митча Элбома и Джона Синклера до международно знаменитых музыкантов — Смоуки Робинсона, Джека Уайта, Эминема, Матры Ривс и гениев бизнеса — Берри Горди, Ли Якокка и Билла Форда Младшего — в галерее показаны портреты мужчин и женщин, благодаря которым Детройт стал особым местом на карте.
За последние три года одна женщина-фотограф из Мичигана облетела всю страну (США — прим. ePRO), чтобы взять интервью и сфотографировать знаменитых уроженцев Детройта — и более 40 их современников — для новой, только что вышедшей, книги, HeartSoul Detroit.
Дженни Ришер, недавняя сотрудница Hour, выросла неподалеку от Mt. Clemens и получила степень бакалавра изящных искусств по специальности «Фотография», которую изучала в College of Creative Studies в 1997 году до того, как переехала в Нью-Йорк. «Я была ассистенткой для фотографов автомобилей», — говорит Ришер. — «Однажды, когда я в очередной раз откручивала колесо гаечным ключом, то подумала: «Надо бежать отсюда куда подальше». Она провела последние 15 лет в Big Apple, делая снимки для таких изданий, как Marie Claire, Vanity Fair, DKNY и Kate Spade.
Теперь, будучи матерью двоих мальчиков, с мужем-земляком и книгой о Детройте за пазухой, Ришер недавно вернулась туда, откуда все начиналось.
«Я всегда знала, что когда у меня появятся дети, мы переедем обратно домой, потому что мне нравится то, как меня воспитывали», — говорит она. — «Мне просто нравится то ощущение невинности, с которым я выросла. В Нью-Йорке же постоянно сталкиваешься со всеми этими подземками, шумом… Это совсем другой мир. Мне нравится, что, став взрослой, я научилась не суетиться».
В ходе часовой беседы 38-летняя женщина-фотограф обсудила уроки, полученные после издание своей первой книги: как проводить интервью, что означает слово «знаменитость» и какие тайны хранит в себе Город Моторов.
***
Если говорить о масштабе людей, образы которых Вы включили в книгу, некоторые из них сказали бы, что Вы «создали» их как фотограф. Вы согласны?
Думаю, я создаю их. Я просто счастлива, что работаю, снимаю…
Когда Вы поняли, что это именно то дело, которым Вам хочется заниматься?
Я никогда не могла даже представить себе жизнь без фотографии. Я просто последовала этому ощущению. В старших классах проводились различные школьные конкурсы. Я в них участвовала, и смогла выиграть Золотой Ключ школы. У меня появилась возможность выбрать из трех школ, и одной из них оказался Колледж Творческих Студий в Детройте. Чтобы поступить туда, мне пришлось закончить основную школу с отличием.
Сейчас тебе не надоел формат «вопрос — ответ»?
Раньше я никогда ни у кого не брала интервью. Книга предполагалась как череда портретов и воспоминаний этих людей о Детройте. Но получалось, что у всех воспоминания какие-то уж очень одинаковые — как прошло Рождество. После десятого интервью я решила: «Может, надо бы как-то разнообразить материал?»
Интервью в книге представлены так, что не видно вопросов — есть только ответы твоих собеседников. Почему из формата «Вопрос — ответ» осталась только вторая часть?
Потому что это гораздо интереснее: вроде того, что ты формулируешь эти вопросы в своей голове — получается нечто интерактивное, понимаете? Будто вы сами участвуете в этой беседе.
Что Вы узнали об интервью из собственного опыта?
Я узнала многое благодаря Билли Бондсу. С ним я беседовала в самом начале и по-настоящему волновалась, несмотря на то, что читала вопросы по бумажке. Я задавала их, а он отвечал: «Просто помни: люди, с которыми ты разговариваешь, сами хотят, чтобы у них взяли интервью». Вот так он умел снять напряжение в беседе. И еще кое-что: «Преврати интервью в задушевную беседу, потому что это гораздо интереснее официального разговора».
Он такой же воинственный, как о нем говорят?
Я думаю, может быть, с возрастом он успокоился. Не думаю, что брала интервью тогда, когда он был в расцвете сил. По сравнению с тем, что я о нем читала, в тот период ему было довольно тяжело. Но я думаю, все грани в свое время сглаживаются. И может быть, я застала его именно в то время, в какое нужно.
Можно ли сказать то же самое и об Эминеме?
Может быть, и да. Не думаю, что надо было беседовать с ним несколько лет назад. Но как бы то ни было, сейчас это интервью кажется особенным, потому что он почти их не дает. В любой период своей жизни он делает нечто важное, причем делает серьезно. Ему даже не нужно особенно раскручивать свой последний альбом.
Как получилось, что известный затворник Джек Уайт согласился на беседу для Вашей книги?
Эти люди могут делать что угодно. Не думаю, что что-то особенное может заставить их участвовать в таком проекте, и им неважно, кто еще появится в моей книге. Например, Эминем – самый продаваемый артист десятилетия. Ему тоже не особенно нужно участие в моей скромной книге. Это просто выбор его менеджера: может, они верят в этот проект или, возможно, в мою искренность… Джеку Уайту потребовался почти год на то, чтобы согласиться. Это забавно, потому что в самом начале я готова была уже просто найти брата кого-нибудь из «звезд» и допрашивать его. Но так дело не пойдет. Ведь это настоящий бизнес, и нужно вести его в правильном направлении.
Кто больше всего Вас удивил?
Я была удивлена тому, как мне удалось поговорить с Берри Горди, потому что он особо в книгу не напрашивался. Но как только мы стали общаться, мне сразу же захотелось, чтобы он меня удочерил. [смеется] Он такой чудесный человек. Встречаешь его – и сразу ощущаешь тепло и любовь. Он очень харизматичен. Я фотографировала его дома в Беверли-Хиллз. Я приехала туда на два часа раньше, чтобы удостовериться, что все в порядке. До этого я не спала целую ночь, потому что очень нервничала. С ним спустились его ассистенты, и я подумала: «О Боже, что делаю я, девушка из Маунтин-Клеменс, здесь, в Беверли-Хиллз вместе с Берри Горди?!» Когда твои мечты воочию воплощаются, это просто невероятно.
Были среди Ваших собеседников люди, чья личность не имела ничего общего с раскрученным образом?
Эминем. Но я совершенно не знала, чего от него ожидать. Я два года добивалась этой фотосъемки и еще полгода – интервью. Съемки проходили в Коучелла, Палм Спрингс. Я приехала туда и снимала его… именно там, где он остановился, в отеле Parker-Palms. В нашем распоряжении был небольшой конференц-зал, где можно было установить фон и декорации. Но там же находились примерно пять человек из его охраны, и они оставались там, пока зал убирали, чтобы удостовериться, что все будет проходить на высочайшем уровне. Они внимательно следили даже когда я просто беседовала с менеджерами Эминема, которые меня знали. Конечно, это всего лишь меры предосторожности. Никогда не знаешь, что может случиться. Всякие есть психи. Ну так вот. Входит Эминем и оказывается милейшим, очаровательным парнем, а вовсе не «большой звездой», которой его представляют. Он просто был тихим, спокойным и очень милым.
Он сильно повзрослел.
Может быть, именно в этом и дело. Сейчас ему 40, поэтому, возможно, многое изменилось с тех пор, как ему было двадцать. Но он очень хороший. Мы разговаривали с ним об очень многих вещах – все это изложено в книге. Он оказался взволнован тем фактом, что в числе моих персонажей был и Эмануэл Стюард. Думаю, это потому, что тот работал с ним.
Вам пришлось общаться с охраной и управляющими, но в книге Эминем говорит о том, как он свободно ходил в Уоллмарт.
Вот это меня больше всего удивило. Он же реальный человек. Он действительно любит своих дочек, любит свою семью. Он любит находиться дома. Я совершенно не вижу в нем «блистающего» парня.
Изменилось ли в ходе этого проекта Ваше представление о славе?
Сильнее всего я поняла то, что все эти люди – это в первую очередь именно люди. Митч Райдер говорит в своем интервью: «Слава – странная вещь. Это просто тропа, которую я выбираю». Я думаю, слава – это всего лишь часть профессионального пути. Эти люди просто последовали за своей страстью, любовью, увлечениями, а слава пошла с ними бок о бок. Взять, к примеру, Ли Яккока – я уверена, он даже и не помышлял о том, что однажды станет автомобильной «звездой». Он, в свою очередь, просто старался совершенствоваться в своем деле.
Здорово, что Вы застали Эмануэля Стюарда и Джека Кеворкьяна до их смерти.
Многие из людей, подобных им, вышли из восьмидесятых. И я не сознательно решила фотографировать пожилых людей, просто так вышло. Критерии были такие: являются ли они всемирно известными? Действительно ли их корни – в Детройте? Ли Яккока провел 60 лет в Детройте и начал с небольшого любопытного магазинчика. Он сам построил свой путь к успеху.
Кажется, у всех них есть что-то общее. Джерри Брукхаймер говорит о работе в рекламе, которой занимался до того, как стал режиссером с мировым именем.
Он начал с почтового отдела в каком-то агентстве Детройта, а потом просто начал двигаться вверх. Он вырос возле Northland Mall. Это было так забавно, потому что я объехала множество мест, чтобы снять этих людей. Просто получилось так, что у него нашлось немного времени в процессе пресс-тура «Пиратов Карибского моря». Джонни Депп и Пенелопа Крус находились в прихожей, а Джерри Брукхаймер и я разговаривали о Севере… и о том, как он любит хоккей. Он настоящий детройтец. Это он придумал футболку «Mumford» в «Полицейском из Беверли-Хиллз».
Элли Уиллис, автор музыки к «Полицейскому из Беверли-Хиллз», также появляется в книге.
Вот именно эти связи между людьми особенно удивительны. Элли Уиллис – автор многих песен для Pointer Sisters и Патти Ла Бэлль, а также автор саундтрека к фильму «Друзья». Но еще раньше она предложила композиции для еще не вышедшего фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз». Во время премьеры фильма они с Джерри сидели рядом друг с другом. Когда на экране показался Эдди Мерфи в футболке Mumford, Элли расплакалась. Представляете? Дело в том, что они оба – Элли и Джерри – учились в Мемфордской Старшей Школе!
Вы развивали эти связи, которые существовали между Вашими собеседниками?
Я стараюсь общаться со всеми персонажами своей книги, неважно, кто они. Я считаю, это хорошо и правильно. Никогда не знаешь, как повернется история. А может быть, понадобится помощь этих людей. Я думаю, это здорово – держать собеседников в курсе дел и отсылать им первые отпечатки книги. Плюс, мне кажется, это улучшает карму: когда фотографируешь кого-то, нужно отдавать копии этому человеку.
Вы отдадите часть средств от продажи книги на добровольные пожертвования?
Специально для фотоорганизации Focus: HOPE, в которую входят студенты, и они учатся, ездят на съемки… Мои пожертвования помогут им оплатить пленки, поездки, фотобумагу и все, что им может потребоваться для работы.
И снова — совершенствование кармы!
Да, да, да, это хорошая карма! Во мне много восточной философии, унаследованной от мамы (которая, кстати сказать, родом из Сингапура). Другими словами, эта работа как бы замыкает кармический круг, потому что я наконец получила этот опыт.
После того, как книга наконец закончена, Вы можете выделить, чем именно замечателен Детройт?
Первоначально книга называлась «Иконы Детройта». Но это название всегда было неточным… Через всю книгу красной нитью проходит мысль о том, что у Детройта есть сердце и душа. И основная тема бесед — это то, насколько сердечны люди Детройта — и насколько духовны. Когда вы думаете о Детройте, то представляете не столько людей, сколько сам дух города — как бы его энергию, надежду на новые свершения.