«I know there was a time where once I
Was the king of the underground but I still rap like I’m on my Pharoahe Monch grind.» — Eminem, «Rap God»
Я не смотрел биографический фильм «42» о Джеки Робинсоне (первый темнокожий игрок в главной бейсбольной лиге в XX веке — прим. переводчика ePRO), но я видел версию Блэра Андервуда, «Душа Игры», когда мне было 15 лет. Там есть сцена, где владелец команды «Бруклин Доджерс», Бранч Рики, предупреждает Робинсона о том, какие большие волны расизма ожидают первого игрока, сломавшего «цветной» барьер в бейсболе.
«Разве вы не хотите, чтобы достаточно сильный человек отвечал на выпады в его сторону?» — спросил Робинсон, интересуясь, в правильном ли направлении он мыслит.
«От достаточно сильного человека я бы предпочел увидеть нулевую реакцию», — ответил Рики, тем самым обеспечив успех этой сделке.
Суетиться в андеграунд-сцене Хип-Хопа в его Золотую Эпоху было делом не сладким. Тогда не было как такового интернета, и начинающим рэперам приходилось выползать наружу, чтобы найти себе фанатов, что, естественно, оборачивалось целым испытанием на прочность, а также серьезно сказывалось на кошельке.
Оплата за возможность проиграть свою демо-запись, дорогая аренда студии, вечные наценки на транспортировку оборудования, а также постоянные стычки с врагами — все это считалось в порядке вещей, этого нельзя было избежать как сейчас.
Хип-хоп культура распространялась сквозь «цветные» мегаполисы, где, как в экономическом плане, так и в соперническом, ситуация была гораздо острее. Любой, кто хоть как-то выделялся становился либо мишенью, либо изгоем. Были свои правила, и ты мог быть хоть белым, хоть черным, но выходить за определенные рамки было нельзя.
Слова «Faggot» и «Nigger» для Маршала находятся по разные стороны баррикад. И до, и после конфликта с Бензино, Eminem продолжал объяснять, почему он исключил слова «nigger» и «nigga» из своего лексикона, и почему он не будет прекращать использовать слово «faggot».
Для примера, возьмем выдержку из интервью 2004 года, где Слим затронул эту тему:
«Для меня, слово „faggot“, направленное по отношению к какому-либо человеку не такое уж и преступление, это не какое-нибудь там расовое оскорбление. Некоторые люди могут считать по другому. Для многих белых не составляет труда говорить слово (нигер). Я его не говорю. Это не значит, что я никогда не употреблял это слово в моей жизни. Но сейчас я этого не делаю. Я не могу даже представить, чтобы я его говорил».
Слово «faggot» вскоре может достичь статуса слова «nigger», но на мире Хип-Хопа это никак не отразится. Первое оскорбляет, а второе может стать причиной падения. И «продукт Лакима Шабаза» прекрасно понимает разницу. Eminem всю жизнь вертелся в черной музыке. Он знает, что значит быть бледным белым парнем, хватающим микрофон. Он начал со статуса «Мистер-уйдите-вы-кто-такой» и с помощью всей своей ярости (тут и несколько раз убитая Ким, и выброшенные скелеты из шкафа) завоевал себе восхитительную карьеру. И даже после всего этого, он сдерживает себя в единственном оставшемся вопросе, будто бы намеренно оттягивая очевидное.
Вполне вероятно, что в голове у Маршалла Хип-Хоп все еще не готов к белому Богу Рэпа.
«But sometimes
When you combine
Appeal with the skin color of mine
You get too big and hear they come trying
To censor you…
See if I get away with it now that
I ain’t as big as
I once was.
But I’m
Morphing into an immortal», — Eminem, «Rap God»
Над материалом работал Сергей Столяров. Корректура — Игорь Басенко.