После выхода альбома «Shady XV» Эминем говорит о взлетах и падениях лейбла.
Маршалл Мэттерс входит в фойе своей звукозаписывающей студии «Ferndale», расположенной в невзрачном, но особо охраняемом помещении промышленного района города. Он представляется и протягивает руку, чтобы поздороваться. Рукопожатие перерастает в легкое объятие.
В интервью с The Detroit News Эминем обсуждает свой новый двухдисковый альбом «Shady XV» , записанный, как память о первых 15 годах лейбла Shady Records. Интервью было организовано менеджером и бизнесс партерном Эминема Полом Розенбергом, с которым тот основал лейбл в ноябре 1999 года.
Их тесный альянс, начавшийся с простых деловых отношений, перерос в дружбу. Вместе они сделали из Shady международно-признанный бренд, который так же выпускает линию одежды, имеет компанию по созданию фильмов и радиостанцию на Sirius XM. Об их партнерстве Эм отзывается так: «Я пришел к нему со своим автомобилем, и он показал мне, в каком направлении двигаться».
Он много времени проводит в студии, считая ее своим офисом. Как часто он там находится? «Хм, как часто — значит все время?» — спрашивает Эм. «Не считая времени в дороге, все заняло около семи дней в неделю в течение пяти-шести месяцев».
В рамках дискографии Эминема «Shady XV» рассматривается, как аутлет с партией новых песен, не принадлежащих кому-то конкретно. В альбом входят 12 величайших треков за всю историю лейбла и 12 новых песен, на девяти из которых есть Эминем («Меня там буквально капелька» — шутит Эм.)
Эминем открыт и интересен. Его черты угловаты, а голубые глаза смотрят в душу. За 45 минут легко разглядеть связь Эминема с Полом: даже когда второй находится на Восточном побережье, они болтают почти каждый божий день и не важно о чем: просто о бизнесе или же о Detroit Lions, например (Оба, кстати, рады успехам команды в этом году, но Эм пока держит язык за зубами). «Всякий раз, как я что-то говорю, у меня возникает чувство, что могу сглазить, поэтому я молчу».
«Как бы там ни было, по случаю 15-летия Shady Records у меня есть, что вам сказать».
Шейди перерос в бренд.
В феврале 1999 Эминем выпустил свой дебютный альбом «The Slim Shady LP» и быстро прославился на весь мир. Вскоре на базе лейбла Interscope появился Shady Records, как возможность сделать из Эминема бренд.
«Пол пришел ко мне с идеей основать лейбл. В то время я, как раз, искал место для записи D12», — говорит Эминем. В июне 2001 у D12 вышел альбом «Devil’s Night», который дебютировал под номером один в чарте Топ 20 альбомов Billboard».
«Глядя на успехи D12, мы подумали что-то типа «вау, мы и впрямь можем это сделать», — говорит Эм. «Я не был уверен, будем ли мы успешны с лейблом. Мы пробовали, и было круто, что каждый раз все срабатывало. На тот момент мы находились в ожидании, мол, «и что дальше?»
А дальше была бомба. В октябре 2002 года был выпущен альбом-саундтрек к фильму «8 миля» с треками Эминема, Jay Z, Nas и новичка 50 Cent’а. Было продано больше 4 млн. копий — это был огромнейший успех. Эм подписал 50 Cent на лейбл Shady Records и стал свидетелем того, как его альбом «Get Rich or Die Tryin’» стал самым быстропродаваемым дебютным альбомом за всю историю Nielsen SoundScan, собрав 872 тысячи продаж за четыре дня.
Оглядываясь назад, можно сказать, это было звездным часом.
«Было время, когда лейбл был одним из самых популярных вещей в мире», — говорит Розенберг, известный так же, как Поль Баньян (Прим. ePRO: вымышленный гигантский дровосек, персонаж американского фольклора.) из-за своего внушительного телосложения. «После выхода «Восьмой мили» и альбома 50 Centa’а, я думаю, все, что мы делали, получалось хорошо, так как было хорошо продумано и вместе с тем хорошо подано. Я бы хотел выпустить что-то из тех вещей».
Эм говорит: «Я выпустил столько, (мат), сколько мог».
Его поступки говорили о пути Shady Records сами: к каждому выпускаемому на лейбле альбому Эм должен был приложить свою руку, причем, на каждом этапе работы. Такой практичный подход сделал Эминема центральной фигурой лейбла — из 22-х релизов лейбла половиной были релизы Эминема или его сторонние проекты, из-за чего лейбл дальше отказался клеить этикетку «Shady product» на обложки альбомов, как было с некоторыми старыми альбомами.
Эминем принимает поражение
И тем не менее, не все было так успешно на Shady Records. В середине нулевых был список с ожидаемыми, но так и невыпущенными релизами, среди которых были такие имена, как Stat Quo, Bobby Creekwater и Cashis. Из них троих только у последнего альбом все-таки появился на прилавках — выпущенный в 2007 году под названием «The County Hound EP».
Эминем принимает удары лично.
«Я мирюсь с этим. Я стараюсь выявить причину, потому что когда к нам на лейбл кто-то приходит, что приводит нас в восторг, ты думаешь «интересно, почему это не влияет на остальную аудиторию, если нам так нравится?» — говорит Эм. «Ты пытаешься понять причину и лишь почесываешь голову».
Но у Эминема было больше причин для волнения. В 2006 распался его повторный брак с Ким Мэттерс, а лучший друг Proof был застрелен. Эм дошел до тяжелой формы наркозависимости, располнев до 230 фунтов (104 кг, — прим.) Последней каплей стала передозировка в 2007. Он пришел в форму и одновременно с этим выпустил альбом «Recovery», возобновив деятельность лейбла в 2010.
«Люди спрашивали, что будет дальше, какие у нас с ребятами планы. Поэтому мы рассматривали это, как возможность», — говорит Пол Розенберг, который так же является менеджером у рэперов Action Bronson и Danny Brown и нескольких еще под руководством собственной фирмы Goliath. «Прежде всего мы сосредоточились на проектах Эминема, дальше мы просто сказали: «смотри, у нас есть еще это, давай посмотрим, что можно с этим сделать». Это положило начало воссоединению Маршалла с Royce da 5’9″, подписанию на лейбл группы Slaughterhouse и открытию рэпера из Алабамы Yelawolf».
Но для того, чтобы иметь успех на лейбле Shady, Эм и Розенберг должны иметь равное количество инвестиций.
«У нас схожие вкусы по поводу многих вещей», — говорит Эм, которого Полу Розенбергу представил Пруф еще в 90-е. «Обычно, если мы оба с чем-то согласны, мы стараемся что-то с этим сделать, и тогда получается отличная площадка для взлета».
«Одна голова хорошо — две лучше», — заявляет Пол Розенберг.
Shady Records — не только место сбыта.
Сингл «Detroit Vs. Everybody» — хороший пример того, как лейбл переключает внимание на Детройт.
«Было время, когда люди говорили: «Чувак, мы не можем понять, раз нас не подписали на Shady Records, значит мы не круты?» Сейчас люди знают, что нам не надо быть их точкой сбыта, есть другие способы вырваться из города», — говорит Розенберг. «Dej Loaf сделала все сама. Big Sean вырвался с помощью Канье… Есть куча способов и нам приятно, что мы один из них. Но нам бы не хотелось оставаться одним единственным».
В то время, как исполнители находят продажу альбомов трудным делом, Эминем является одним из тех немногих, чьи релизы считаются событием. Однако, несмотря на то, насколько важнее становится персона Эминема, его отношение к славе остается крайне незначительным.
«Я всегда жаловался на славу. Кажется, это началось еще с первого альбома», — говорит Эминем. «Я не понимаю этого, так же, как и не понимал раньше. Для меня это по-прежнему загадка. У меня свое представление о славе, но это не значит, что я помешан на ней».
После выхода альбома «Recovery» в 2010 году, гастрольный график Эминема ограничился до выступлений на стадионах и фестивалях. Эму не нравится находиться далеко от дома, но он все так же получает прилив энергии от выступлений.
«Когда я выхожу на публику, я не хочу много внимания, я не хочу, чтобы все замечали и смотрели на меня. Быть на сцене — единственный шанс быть собой и не волноваться. Мол, все уже знают, что это я, что я здесь, так знаешь, что я скажу? Это как выпустить хомяка из клетки», — говорит Эм.
Adam Graham / Detroitnews / 20 ноября 2014
Перевод Дарьи Субботы.