Обзор «Монстр-Тура» Эминема и Рианны от New York Times.
Сложно думать об Эминеме, который менялся чаще всех исполнителей 2000-ых, но который в тоже время является обладателем платиновых дисков, проданных многомиллионным тиражом, как о просящем помощи. Но в 2014 году 41-летний рэпер, казалось бы, звезда почти вселенского масштаба, находится далеко не в центре поп-культуры по причине проблем с репутацией и отсутствием новизны в его творчестве.
Однако от статуса очередного чрезвычайно талантливого пережитка прошлого его спасла Рианна. Последние два хита в его исполнении, которые возглавили список Billboard Hot 100, были записаны с ней («Love the Way You Lie» в 2010-м и «The Monster» в прошлом году). В основе обеих песен лежит некое смятение, и Эминем и Рианна передают его по-разному, каждый в своей манере. Но эти песни («Love the Way You Lie» в частности) прямо скажем избитые: голос Рианны постепенно набирает мощь по ходу песни, а Eminem передает свою боль через рэп. В целом Eminem и Rihanna имеют 4 совместных песни. Две другие — это «Love The Way You Lie (Part II)» и «Numb», которые вошли в альбомы Рианны.
При всем этом они не выпустили совместный альбом, а отправились в тур, один из концертов прошел на стадионе MetLife в субботу 16 августа (предыдущие шоу прошли в Калифорнии 7 и 8 августа, на стадионе Rose Bowl, а после концерта в Нью Джерси дуэт посетит родной город Эминема Детройт).
Для Эминема, который в последние годы, до и после злоупотребления наркотиками, был затворником, этот тур стал одним из редких его появлений на публике. Для Рианны же, новые фотографии которой появляются почти каждый день, это всего лишь очередной милый проект. Если бы Eminem хотел только остаться героем для своих поклонников, он обошелся бы без Рианны. Однако она с ним, потому что Эминему нужно большее.
Eminem и Rihanna имеют что-то общее — это их карьеры, построенные на пренебрежении рамок и выходах за них, а также — это любовь к готике и драматизму, подчерпнутые из рок-музыки. Однако для Рианны достаточно посмотреться в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; она редко копает глубоко и занимается самобичеванием. Eminem же, в свою очередь, жестко оценивает себя, охваченный ненавистью к себе, а затем разбивает зеркало в дребезги.
Есть и еще несовпадения: в стиле, в подходе к исполнению, в аудитории. Когда дело доходит до обязательств и технических моментов, то здесь мы наблюдаем столкновение: Eminem сосредоточен на спецэффектах и ведет себя как профессионал, тогда как Rihanna сконцентрирована на томном взгляде и полутанцевальных движениях. Как и большинство людей, пришедших на концерт, Rihanna открывает рот под фонограмму своих песен (прим. — это действительно так и просматривается на многих видео).
И все же она выглядит круче, чем Eminem, который остается «синим воротничком» в трудолюбии и по поведению. Он выкладывается на все сто, иногда кажется, что он сам едва доволен собой. А её очевидное отсутствие интереса захватывает, её нежелание работать во всю силу создает впечатление, что она знает все ответы и готова списать. Назревает философский вопрос: что Rihanna должна сделать на сцене, чтобы это можно было назвать концертом Рианны?
Она открывает свою часть шоу грубыми номерами про себя любимую «Phresh Out the Runway» и «Birthday Cake», где она держится холодно, в то время как музыка просто разрывает все вокруг. Однако становится всё жарче и менее грязно при исполнении песен «Pour It Up» и «Cockiness (Love It)», и наконец раскрепощается в песнях «Where Have You Been» и «Only Girl (In the World)». Во время исполнения хаотичной «Rockstar 101» она падает в ноги своему гитаристу Нуно Беттанкуру. В то время как он проигрывает свою партию, она как будто переводит для нас смысл этой песни.
Подобно Эминему, Рианна стала мрачнее по ходу развития ее карьеры, но у нее никогда не было его энергии. И в результате, его часть шоу была более безумной, чем ее, особенно в части, где он шутит про запрещенные препараты, а также когда он упоминает про борьбу с зависимостью перед песней «Not Afraid». Время от времени он становится игривым старым добрым Слимом Шейди в песнях «My Name Is», «Real Slim Shady» и «Without Me». Затем он возвращается к настоящему себе в навеянном серединой 80-х треке «Berzek» и песне «Rap God», где он «пробегает» поистине «Олимпийскую стометровку».
Более примечательно то, что в шоу есть переходные моменты — это песни «Stan» и «Like Toy Soliders», в студийных записях которых присутствует женский вокал; здесь и пригодилось сотрудничество с Рианной, это оставляет Эминема в свете прожекторов.
Однако первый блин оказался комом и не вызвал никакой химии. Их взаимодействия были незначительными и натянутыми, и они держались далеко друг от друга, когда находились вдвоем на сцене (в начале, в конце шоу и в нескольких моментах в середине концерта). Их неловкое объятие в конце шоу выглядело, будто два человека столкнулись в холле гостиницы через несколько лет, после того как провели одну ночь вместе. Видео в начале шоу было лучше — своего рода ремейк сцены фильма «Молчание ягнят», которое перешло в сквернословную комедию.
Хотя были и попытки взаимодействия: исполняя свои песни по очереди, они пытались дополнить смыслы этих песен своими. Rihanna исполнила триумфальную «Run This Town», а Eminem — «Renegade». Rihanna спела «Live Your Life», дав тем самым Эминему выступить с «Crack a Bottle».
Но в этом не было целостности, и что более значимо, так это то, что они отрицали друг друга. Rihanna не была так горяча, как обычно, а Эминему не хватало резкости. Это были два незнакомца, вынужденные провести время вместе из-за выгоды и старавшиеся избавиться от своих темных сторон.