Создавая «The Marshall Mathers LP 2», Эминем поставил перед собой непростую задачу: воссоздать тот момент, когда его впервые услышали на альбоме.
Даже на пике своей популярности, когда его слава гремела через MTV, когда он вдохновлял школьников по всей стране красить волосы в белый цвет и продавал больше копий альбома, чем любой другой артист своего поколения, Эминему никогда не было комфортно быть известным. Он до сих пор чувствует себя неловко во время интервью, до сих пор живет в родном Детройте, и круг его близких друзей не менялся большую часть его взрослой жизни. Два его лучших альбома, The Marshall Mathers LP 2000 года и The Eminem Show 2002 года, были по большей части посвящены либо борьбе с последствиями славы, либо нанесению ответного удара тем, кто направлял на него лучи этой славы. На сингле «The Monster» с Рианной, вышедшем 28 октября, переживания мегазвезды рэпа в связи со своей славой остаются во главе угла.
«I wanted the fame, but not the cover of Newsweek / Oh well, I guess beggars can’t be choosy» («Я хотел славы, но не на обложку Newsweek / Ну да, понимаю, бедняки не выбирают»), — читает он. — «Wanted to receive attention for my music / Wanted to be left alone in public, excuse me» («Хотел, чтобы моя музыка привлекала внимание / Открыто хотел, чтоб меня оставили в покое, извините»).
«Я помню, что чувствовал, будто всё пролетает мимо меня, и ничего не казалось реальным», — говорит Эминем, вспоминая свою бешеную популярность первых лет своей карьеры, на протяжение которой он успел попасть во множество конфликтов, в том числе с движением GLAAD и с Линн Чейни, женой бывшего вице-президента Дика Чейни. «Когда я писал песни, я в них выплескивал все свои печали по этому поводу. И вот сейчас 2013 год, а я всё еще не могу до конца осознать всего того, что произошло со мной».
Цена славы — одна из немногих любимых тем Эминема, которому сейчас 41 год, и она появляется на его альбоме The Marshall Mathers LP 2. Он окрестил этот альбом «возвращением» к первому Marshall Mathers LP, и этот альбом дает ему возможность пересмотреть «темы и главы, которые, как мне казалось, я к тому времени не закрыл».
Вернувшись к плодотворному и крайне успешному альбому MMLP, который, по данным системы Nielsen SoundScan, был распродан в количестве 10,8 млн экземпляров и оказался самым продаваемым альбомом Эминема (The Eminem Show на втором месте с незначительным отставанием, 10,3 млн), Эминем понимает, что его восьмой сольный LP, скорее всего, критики будут оценивать с особой строгостью. Но он никогда не робел перед трудностями. На вопрос, не боится ли он, что его новый альбом не оценят или что в глазах людей он будет невыгодно смотреться на фоне своего приквела, Эминем отреагировал со спокойствием дзен.
«Я делаю то, что делаю; и пусть людям это нравится или не нравится», — сказал он. «Я понимал, что альбом должен обладать определенным уровнем напряженности и соответствующим настроением, чтобы название [The Marshall Mathers LP 2] было уместно. Хочу сказать, я уверен, что сделал это. Я сделал это, а слушатели пусть решают».
Идея вспомнить прошлое впервые пришла к нему после записи «Hell: The Sequel», его совместку 2011 года с другим детройтским рэпером и старым другом Royce Da 5’9″. Когда после окончания работы над проектом к нему пришло вдохновение, он написал несколько сольных песен, и его друзья, в том числе менеджер Пол Розенберг, сказали, что они напоминают о старых временах.
«Он работал над несколькими песнями, и я ему сказал, что его подача и вокал напоминают ранние треки», — говорит Розенберг. — «Это зародило идею в его голове».
Эминем добавил: «В том числе, мне казалось, что было бы здорово посмотреть, смогу ли я вернуть эту тему и напомнить людям о том, как они впервые услышали меня на альбоме. Я хотел попробовать вызвать это чувство ностальгии».
Как бы ни была полезна ностальгия в творческом процессе, это было слабым утешением для Розенберга и Interscope, которые столкнулись с задачей раскрутки сиквела к альбому, который находится на 14 месте по уровню продаж за всю историю системы SoundScan, на радикально изменившемся музыкальном рынке. Чтоб хотя бы приблизительно возродить ту вездесущность, которая была присуща Эминему во времена «Total Request Live» и Tower Records, его команда развернула масштабную и далеко идущую кампанию с упором на стратегическое партнерство.
В ноябре исполнилось пять с половиной лет второй волне активной творческой деятельности Эминема; первая волна закончилась после альбома «Encore» 2004 года, когда Эминем стал саморазрушаться при помощи викодина, валиума и амбиена. В 2006 году умер его лучший друг, Пруф, во время перебранки у детройтского ночного клуба, в ходе которой его застрелили. Эта трагедия превратила давний роман Эминема с лекарствами по рецепту в зависимость, целиком подчинившую его себе; целые дни он проводил в туманном оцепенении, а если ему всё же удавалось встать с кровати, то либо он был ужасно злым, либо его речь была абсолютно бессвязной. Самым дном для него явился пол ванной, где дети нашли его, лежащим после случайной передозировки метадоном, за два дня до Рождества в 2007 году. Позже врачи говорили, что его спасли за два часа до смерти.
«Когда он был нетрезв, он был чрезвычайно не сосредоточенным, был сам не свой, поэтому с ним было трудно разговаривать», — вспоминает Розенберг. — «Иногда в буквальном смысле слова невозможно было с ним переговорить о чем-либо. А когда ты не можешь с человеком разговаривать или хоть как-то общаться из-за его состояния, то возникает ощущение, что ты его потерял. Это было ужасно».
Этот период потерянных лет официально закончился 20 апреля 2008 года, когда Эминем наконец протрезвел при помощи врача реабилитационного центра, на приемы к которому он ходит до сих пор, только последнее время реже. Но зависимость изменила артиста. Альбом «Relapse» 2009 года был первой попыткой записи на трезвую голову; этот альбом рисует мрачную, тяжелую картину того, как плохо всё стало. Через верного альтер эго Слима Шейди, самые страшные демоны Эминема выпускаются наружу посредством этого безжалостного альбома.
Год спустя, Эминем снова сделал шаг на встречу свету, выпустив альбом «Recovery». Отчасти возврат формы, отчасти начало новой главы, этот альбом содержит ставшие хитами вдохновенные гимны, такие как «Won’t Back Down» (с P!nk) и «Not Afraid»; «Not Afraid» стала четвертой в карьере Эминема песней, занявшей первое место в чарте Billboard Hot 100. В песне «Talking to Myself» Эминем, как любой добросовестный участник программы «12 шагов», старается загладить вину за то, что в прошлом жил не так, как мог бы.
«Them last two albums didn’t count / Encore I was on drugs, Relapse I was flushing ’em out» («Два последние альбома не считаются / На Encore я был под дозой, на Relapse я вымывал наркотики из организма»), — читает он.
«Сейчас в моей жизни всё немного спокойнее», — сказал Эминем. «Был период, когда всё в моей жизни было настолько хаотично, что я вообще не понимал, что происходит. Безусловно, это сломало меня — наркотики и прочие проблемы. Сейчас у меня всё по-другому, но я хочу, чтобы в моем рэпе была та же энергия, напряженность, страсть, как раньше, потому что, в конечном счете, это именно то, что я люблю».
The Marshall Mathers LP 2 является продолжением истории Эминема, а также возвращением к типичным для него темам. На каждую песню, возвращающую слушателя в прошлое, — например, «Legacy», написанную вместе с певицей Полиной (Paulina), пение которой похоже на пение Дайдо в песне «Stan», — приходится песня, новая по звучанию или тематике. Подвижный ритм песни «The Monster», созданный при помощи синтезатора, делает песню почти что танцевальной; в «Rhyme or Reason» используются сэмплы из песни 1960-х «Time of the Season» группы the Zombies, написанной в «стиле психоделический поп»; а в песне «So Far…» Эминем, будучи отцом на протяжение всей своей карьеры, читает рэп совсем по-отцовски, как представитель старого поколения: «What the fuck I got to do to hear this new song from Luda? Be an expert at computers?» («Что мне бл@ делать, чтоб послушать эту новую песню Luda {Ludacris’а}? Быть компьютерным экспертом?») — жалуется он.
Такой Эминем — чудак от поп-культуры, оратор от рэпа, который стал мировым феноменом, разрушил себя, выжил и, как-то по ходу дела, вырос. Появление восьмого альбома у артиста, который некогда беспощадно высмеивал всех, кому за 35, — не менее веский повод для радости его на удивление преданных фанатов.
В 2009 году, после пятилетнего отсутствия Эминема (и через год после закрытия шоу «TRL» на MTV), Relapse был распродан в количестве 609 тысяч экземпляров за первую неделю, что впечатляет. В следующем году, Recovery показал еще более лучший результат, будучи распроданным в количестве 741 тысячи экземпляров за первую неделю и став самым продаваемым альбомом года.
2 ноября Эминем выступил на шоу «Saturday Night Live», а днем позже — на YouTube Music Awards, где он получил премию в номинации «артист года». В феврале 2014 года он отправится в турне по Австралии и Новой Зеландии и даст 4 концерта, а помогать ему будут J. Cole и Кендрик Ламар, последний из протеже Доктора Дре, в числе которых находятся Снуп Дог и сам Эминем.
«То, что он сейчас делает, — чертовски здорово», — говорит Эминем о Ламаре, пребывая в неподдельном восхищении. — «Этот парень полон жизни и счастлив заниматься своим делом. Мне было очень интересно наблюдать, как он вносит свой вклад в музыку буквально последние два года».
Что касается возможности появления Marshall Mathers LP 3 в 2026 году — не рассчитывайте на это. «Надеюсь, что нет», — сказал Эминем. — «Не знаю, что я буду делать, буду ли я всё ещё писать музыку. Я хотел бы заниматься этим до тех пор, пока у меня есть к этому страсть. Но надеюсь, что я всегда буду в хип-хопе в той или иной роли. Ведь это всё, что я реально знаю».
Перевод Марии Кириченко, по материалам журнала «Биллборд» / «Billboard».