Читайте авторский материал от нашего редактора Катерины Малик к 15-летнему юбилею альбома Эминема «Encore». Этот материал вошёл в 33 выпуск журнала EJ.
Кто для тебя Эминем? Предмет обожания? Объект ненависти? Клоун? Монстр?
Что ты сделаешь, встретив его на улице? Вспомнишь ли ты, что перед тобой человек, имеющий право на личную жизнь? А может, попытаешься заработать славу или Деньги?
Эра социальных сетей постепенно вытеснила понятие приватной жизни. Теперь мы все одновременно и ведьмы, и охотники на них. Страдая от вторжения в свою жизнь, тоже так же вторгаемся в чью-то, сами того не желая создавая иногда чудовищ.
Отложите вилы и факелы, давайте поговорим о монстрах.
Герой знаменитого романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», Жан-Батист Гренуй, рожден с уникальной способностью различать чужие запахи, не обладая собственным. Его либо не замечают, либо боятся. Осознавая свое уродство и свой дар, Гренуй приступает к созданию идеального запаха, чтобы стать привлекательнее для окружающих. Устлав путь трупами девушек-«ингредиентов», он становится желанным и любимым. Однако, события принимают чудовищный оборот: опьяненная притягательным ароматом толпа разрывает его на части, а затем пожирает, стремясь по-своему прикоснуться к волшебству.
Маршалл Брюс Мэттерс III, родился в среде, вырваться из которой удается немногим. Его талант вполне сопоставим с талантом героя «Парфюмера». Талантом, благодаря которому белый мальчик из Детройта вписал свое имя в историю хип-хопа. Он стал основой его жизни, а затем разрушил.
Контракт с Интерскоп рекордс вознес Эминема на вершину славы. Три альбома подряд («The Slim Shady LP», «The Marshall Mathers LP», «The Eminem Show») можно смело назвать сенсациями, все три получили Грэмми в номинации «Лучший рэп-альбом года». В какой-то момент, судьба Маршалла начинает слишком походить на историю Гренуя. Приблизившись к вершине, Эминем, вдобавок, знакомится с разрушительной, непостоянной и такой иррациональной любовью толпы. Ни злое и веселое альтер-эго, ни предельная откровенность не помогают ему избежать деструктивного обожания фанатов.
Я не музыкальный критик, и написанное здесь — субъективная точка зрения, но 5-ый альбом Эминема «Encore» всегда ассоциировался у меня с болью. В нестройной концепции присутствуют метания артиста. Противоречивый альбом включает совершенно разные по настроению песни: от дурашливых «Big Weenie», «Rain Man» и «Ass Like That», до глубоких и личных «Mockingbird» и «Like Toy Soldiers». Записанный на пике наркозависимости «Encore» вряд ли можно назвать самым удачным детищем Эма, но сегодня, в 15-тилетнюю годовщину его выпуска, можно смело сказать, что этот альбом стал началом терапии Маршалла. Первым шагом к его взрослению.
«Encore» — катарсис Эминема. Момент высвобождения напряжения, копившегося под давлением тяжелого груза ожиданий и требований окружающих. Многие из нас могли узнать себя в создателе «Encore» — все мы иногда ломаемся или гнемся под действием обстоятельств. Отличие в том, что историю наших падений не раскупают миллионными тиражами. В попытке утолить голод потребителей, индустрия развлечений добавляла все новые возможности вторгаться в жизнь исполнителей, пока однажды мы не решили считать это неотъемлемым правом. «Encore» — альбом-иллюстрация того, какой деструктивной может быть любовь.
Сейчас, как и 15 лет назад, нам всем хорошо бы вспомнить, что Эминем — артист, подаривший нам (помимо огромного количества отличной музыки) возможность проживать его жизнь вместе с ним. Он стал обезболивающим нашего поколения. Единственная боль, которую ему не удалось унять — его собственная. А нам, по-прежнему, явно не хватает эмпатии. Фанаты, журналисты, критики продолжают терзать Маршалла, а он все так же — отдавать максимум себя. Злого, смешного, агрессивного, запутавшегося, мудрого и талантливого себя. С днем рождения, «Encore»!