Хит, определивший карьеру Eminem’а, песня «Lose Yourself» была выпущена в массы в октябре 2002 года. Трек из фильма «8 миля» не только стал культурным феноменом, но он также помог в разрешении очень важного вопроса по поводу расы в рэп-игре. Трек остался в истории, как первая рэп-композиция, которая выиграла награду академии кинематографа в номинации «лучшая оригинальная песня» на церемонии 2003 года.
26 февраля, как раз в день проведения церемонии вручения премии «Оскар» этого года, Billboard встретился с обладателем Оскара, продюсером, автором песен — Jeff Bass’ом, — уроженцем Детройта, который помог Slim’у Shady в написании песни «Lose Yourself». Как 1/2 часть продюсерской команды Bass Brothers, со своим братом Mark’ом, Jeff продюсировал песни для альбома «Marshall Mathers LP» и также делился своими навыками и голосом для скитов «Public Service Announcement», «Soap Skit» и «Lounge Skit» для альбома «The Slim Shady LP».
Читайте дальше, если хотите больше узнать о творческих взаимоотношениях Jeff’а c Em’ом, о том, что он помнит о моменте, когда он выиграл Оскар и о бессмертном наследии этой песни.
Как ты впервые встретил Eminem’а?
Jeff Bass: Он уже давно тогда рассылал людям свои микстейпы и работы, он всегда был готов работать, и у него была страсть к этому. Когда мы только начинали, мы с братом работали с артистами, которые очень серьезно относились к историям, которые мы рассказываем. Он пришел, и мы дали ему шанс. Мы взяли его под свое крыло как своего и начали развивать. Его трудовая этика всегда была безупречной. Парень мог легко работать 20 часов в день. Мы с братом к такому и стремились и мы работали часами напролет. Многие люди не могли с нами оставаться так долго, потому что мы постоянно работали, но Em был пехотинцем. Он был настолько голоден, так что он оставался с нами все время.
Когда ты понял, что у вас вдвоем могут завязаться хорошие творческие взаимоотношения?
Jeff Bass: Первый проект, который мы сделали, был альбом «Infinite», и мы с братом были практически исполнительными продюсерами на нем, мы руководили проектом. Только начиная с «Slim Shady EP» мы стали прикладывать свои руки к музыкальной части. Затем уже для «Slim Shady LP» мы стали полноценными авторами вместе с Eminem’ом. Мы раньше много шутили. Он был клоуном, и мы были клоунами, так что мы отлично поладили. Я был для него, как старший брат.
Как выглядела старая студия на Восьмой Миле? Можешь описать атмосферу, которая была и как она выглядела?
Это было двухэтажное здание, был главный этаж, который и являлся студией, у которой была маленькая, крошечная контрольная комната и две маленькие вокальные кабины. Был еще небольшой отдел в центре студии, который служил местом отдыха, что-то вроде гостиной по центру этой всей штуки. Ничего особенного. Потом еще наверху была двухкомнатная квартира, в которой жили мои инженеры, чтобы они могли каждый день вовремя приходить на работу. [Смеется]. Наше здание было покрыто деревом, чтобы оно смотрелось немного лучше, но у нас не было тогда денег, так что мы делали, что могли. На одной стороне с нами был магазиг по продаже видеокассет, а на другой стороне был такой захудалый мотель. Так что, вот как оно выглядело, с большим характером. Но это было еще то путешествие, и мы сделали много отличной музыки в этом здании.
Сколько примерно заняла запись трека «Lose Yourself»?
Jeff Bass: Мы начали делать «Lose Yourself» в сентябре 2001-го и она вышла в 2002-ом. Так что, заняло это около года, постоянной работы, от одного к другому, чтобы наконец все завершить. Большая часть работы над музыкой была уже завершена, но вокал и слова не были на 100% доделаны. Я бы сказал, что ушло около года на то, чтобы полностью разработать эту песню.
Какого типа творческий человек — Eminem? Он просит о помощи для совместной работы сразу или он придумывает что-то и спрашивает одобрения для этого позже?
Jeff Bass: В большинстве случаев то, как мы делали вещи – это я делаю музыку и сам трек. У меня уже все готово и я показываю ему, и он либо говорит, что ему нравится, или нет. Бывали и другие моменты, когда мы бы садились за дело сырыми – без какой-либо музыки – и начинали что-то отстраивать. Я не мог объяснить ему в то время в музыкальных терминах, что мы собирались писать, но он вроде бы понимал меня, когда я говорил, что мы будем делать веселую песню, грустную песню или же злую песню. Он мог понимать те эмоции, так что вот как он мог разговаривать со мной в музыкальном плане.
Когда вы сочиняли эту песню, вы ожидали что она пойдет настолько далеко? Был ли момент, когда вы заметили, что в ней есть что-то особенное?
Jeff Bass: Единственное, что мы заметили, честное слово, так это что трек звучал настолько хорошо. Мы не знали, почему он так хорошо звучал, было в нем что-то, что нам очень нравилось. И только после того, как он получил сценарий к фильму, тогда он сочинил слова и все остальное. Все просто сошлось вместе. Но было что-то в тональности музыки, что нас очень затронуло. Мы продолжали вытаскивать его из компьютера время от времени, чтобы переслушать, чтобы возможно он зажег в нас какую-то искру. Нам очень нравился трек.
Что-нибудь в песне изменилось с того времени, как вы начали над ней работать к тому времени, как она была готова?
Jeff Bass: Основная гитара, которая и сейчас там – это было там изначально. Но еще там был рок, искаженная гитара и хор. Все это убрали и заменили клавишами. Изначально в ней было больше рока, чем то, что получилось.
Ты думаешь, что гитара – это самый особенный элемент в песне?
Jeff Bass: Энергичная гитара в песне, я думаю, она хорошо идет с ударными, которые были сделаны. Она играет в манере, которая очень мотивирует. Дело не в том, что она настолько сложна; это просто два, три аккорда, которые просто, как-будто хватаются за твою душу и не отпускают. И как вы видели последние 15 лет, профессиональные атлеты использовали ее, как мотивационную песню во время работы в зале, и при подготовке к плаванию или игре. Даже до сих пор можно увидеть по телевидению, как ее проигрывают во время больших футбольных матчей. 100.000 людей машут руками и слушают эту песню. Она настолько мотивационная.
Ты не присутствовал на церемонии Оскар, где ты был в ночь своей победы?
Jeff Bass: Вообще-то я смотрел [церемонию] по телевизору дома, потому что моя жена только что родила, и я хотел быть со своим ребенком. Надеюсь, когда-нибудь он это оценит. [Смеется]
Какая у тебя была первая реакция? Ты позвонил кому-нибудь?
Jeff Bass: Я был в шоке, очевидно, потому что я никогда не надеялся на победу в чем-то вроде этого. Когда Barbra Streisand назвала мое имя, она произнесла его правильно, что странно, потому что люди постоянно произносят мою фамилию неправильно! Она назвала ее идеально. Телефон звонил без остановок после этого. Мне не нужно было никому звонить – они звонили мне!
Если смотреть видео, в тот момент, когда вы выиграли, поздравления были сумасшедшие. Казалось, все считали это заслуженным. Каково это было слышать и видеть?
Jeff Bass: Быть принятым своими коллегами всех жанров индустрии развлечений было невероятно, честно говоря. Вот почему я пошел в музыкальный бизнес – чтобы задевать чувства людей, и чтобы увидеть способен ли я на это. Очевидно, комбинация музыки и слов тронула миллионы и миллионы, людей и я чувствовал благодарность за то, что я делаю.
Твоя статуэтка Оскара стоит в особенном месте?
Jeff Bass: Сейчас она стоит в моей домашней студии вместе с моими Грэмми, как напоминание о том, насколько я благославлен.
Твоя победа открыла для тебя еще какие-то пути?
Jeff Bass: Просто возможность добиться высшей цели, когда ты выигрываешь Грэмми и Оскар, нет особенно ничего большего, чего ты можешь достигнуть. Но, определенно, я благославлен. Я автор песен и музыкант, и это просто часть того, кем я являюсь. Получение одобрения и восхваления меня особенно не изменились. Я все еще тот же парень, и я благодарен тому, что могу зарабатывать этим на жизнь.
Каково это, оглядываться на успех, который получила песня и видеть, что она сделала для рэп-игры в целом?
Jeff Bass: Это очень поражает, особенно если учесть, что это все пришло от белого парня, читающего рэп и двух белых продюсеров. [Смеется] Просто разбить этот цветной барьер, потому что культура хип-хопа известна как культура черных. Я думаю, такие артисты, как Eminem, наша с братом возможность поработать с ним помогла разбить цветной барьер.
Это еще и помогает отбросить все разговоры о расе в рэп-игре.
Jeff Bass: Точно. Я никогда не слышал ничего негативного о навыках Eminem’а в плане его аутентичности в хип-хоп-игре. Он – это хип-хоп, если вы хотите говорить о такой культуре. Он был хип-хопом, мы все были хип-хопом. Так мы жили. Было без разницы, какого цвета твоя кожа.
Важно то, что нового ты привносишь.
Jeff Bass: Точно. И он [Eminem] буквально как Шекспир в этом искусстве.
Как знакомство и работа с Eminem’ом повлияла на тебя, как музыканта и как человека?
Jeff Bass: Я узнал, как артисты и продюсеры взаимодействуют. Мы с ним задали эту планку, которая настолько высока. У него был этот дар – дар артиста к творчеству. Ты видишь всех этих людей, которые пытаются прорваться в этом бизнесе, и они никогда не преодолевают определенный предел. Он [Eminem] на вершине. Так что, с тех пор каждый артист, с которым я работал, планка стоит определённо высоко. Они должны на самом деле знать, кто они такие и что они хотят делать, исходя из того, какими артистами они хотят быть. Единственное что изменилось для меня, так это то, что я теперь могу это увидеть.
Это открыло мне глаза в том плане, что у меня теперь есть видение того, что можно искать, когда я в поисках артиста, который пытается прорваться и готов слушать. В этом было дело, когда мы работали с Eminem’ом – он был готов следовать моему пути и пути моего брата в музыкальном плане. Конечно же, он писал свои текста, но мы сотрудничали с ним во многом и в этих вещах. У меня есть ясное видение того, чего стоит быть успешным музыкантом. Я могу видеть, пойдешь ты правильным путем, который я укажу или нет. Ты можешь быть хорош, в том что делаешь, но тебе нужно быть выдающимся в том, что ты делаешь. Твои соперники – это артисты вроде Eminem’а или Kendrick Lamar. Если ты не можешь идти с ними в ногу, у тебя ничего не выйдет. Новые артисты, которые выпускаются, планка для них очень высока.