Не так давно вышел документальный фильм Marshall From Detroit. В дружеской обстановке Эминем рассказывает своему старому приятелю Sway Calloway об отношении к своему родному городу, вспоминает историю зарождения хип-хопа в Детройте и признается, за чем он гнался все эти годы — всё это во время путешествия по улицам «Города Моторов». Представляем Вашему вниманию первый качественный перевод фильма; интонация действующих лиц сохранена как можно аккуратней.
Eminem: Помнишь Kmart? Треки? Kmart-треки?
Sway: Да,…
Eminem: А, Kmarts! Я только начал убирать “s” из Kmarts.
Вместе: Kmart
Eminem: В течение последних нескольких лет. Это штука Мичиганцев. Например Target (Прим. Eminem.Pro: Американская сеть супермаркетов)
Sway: Как вы его называете?
Eminem: Targets…и типо, как его там, Meyers или Meyer?
Sway: У нас на Западе такого нет.
Eminem: Meyers. Мы просто добавили “s” ко всему – словно это притяжательный падеж. Типа, может существовать какой-то чувак с именем Kmart и его местечко – Kmart’s.
Sway: Это очень правильное объяснение с грамматической точки зрения. Чувак, я знаю тебя уже лет 20 и это…
Eminem: Это невероятно.
Sway: Да, это невероятно…
Eminem: Время летит
Sway: …время летит, но DLC как-то рассказал мне, как ты писал текст к биту и он такой – смотрел на тебя, и смотрел как ты пишешь и затем сразу идешь в студию и начинаешь зачитывать. И, помнится, ты оставил все бумаги – всё, что написал. И DLC не мог поверить…он говорил, «чувак, мне не верится, что он написал это и сразу зачитал… И затем я подошел и взглянул на эту бумагу», — он сказал, что ты писал свои рифмы…*смеётся* они были повсюду! В виде круга, что-то вроде этого.
Eminem: Да. Да. Потому что…Потому что там две причины. Если кто-то найдёт их, они никогда не смогут расшифровать этот пазл. Но также, на самом деле – да, первая причина тоже важна – но всё же, это связано с тем, что когда мне приходят идеи, я тотчас должен записать пару слов – неважно в какой момент, я просто должен вытащить их на бумагу перед тем как забуду. Это те мысли – понимаешь, «эти слова соединяются с этими великолепно вот тут… и это – ебанутая мысль, и, наверное, мне не стоит это говорить, но она настолько блять ебанутая, что, понимаешь, люди будут знать, что я шучу… надеюсь. А может и нет, я не знаю!»
Sway: Я приезжал сюда много раз за свою жизнь. То, что я видел – ни капли не похоже на текущее состояние. В то время казалось, что Детройт просто…боролся и испытывал трудности.
Eminem: Ты знаешь, что мы заявили о банкротстве в 2013. Мне кажется, что сейчас есть новая энергия и мы определенно слегка на подъеме. Детройтцы чувствуют себя андердогами. Люди смотрят на нас словно мы андердоги, это бойцовский дух или что-то в этом роде, понимаешь.
Sway: Не это ли весь концепт «Детройта против всех»? Это типа…
Eminem: Да, это типа того. Это и есть отношение, понимаешь, это всегда ощущалось именно так. Я помню, как я шёл к верхам в баттл-рэпе, и это было…это было очень похоже на «Убивай, или будешь убитым», и я скажу тебе, почему: когда ты берешь микрофон, у тебя от 2 до 4 строк, и тебе лучше впечатлить зал…или же тебя освистают. Типа, либо ты проявляешь себя, либо мы кричим «хуйня, хуйня».
Sway: Центр города словно был источником возможностей, но большинство Детройтцев не жили там.
Eminem: Детройт большой город. Поэтому ты можешь быть с этого города, но с окраин… или же ты можешь жить в центре, но ты с этого города, он большой.
Sway: Кто в те времена был исполнителем, который был, типа, местным героем?
Eminem: Dilla. Slum Village…
Sway: Бля, чел, я тоже помню те времена. Чувааак.
Eminem: Пруф…Пруф действительно начинал делать себе имя. Это был странный период в моей жизни. Я помню, как что-то обрушилось, и я был в нереальной депрессии и не написал ни одной рифмы за, наверное, три месяца…
Я жил наверху, на чердаке, который мы переделали в спальную. Дом матери Ким. И…мне звонит Пруф: «Йо! Че делаешь?». Я – «Да ничего, чувак. Собираюсь на работу». И он такой: «Ты должен зайти в магаз. Завтра». [Прим. Eminem.Pro: Hip Hop Shop – мазазин хип хопа – место в Детройте, набравшее популярность как площадка для баттл-рэпа Детройта 90х годов.]
Я даже ничего не написал – понимаешь, у меня вообще ничего не было, и я сказал себе: «Окей, я должен что-то написать» и…я помню, как я шёл на работу, весь в раздумьях о рифмах, пытаясь их затем выучить, а он…По сути, он объяснил мне…Я сказал, «Йо, я не знаю, готов ли я к этому чувак». Он: «Смотри. Ты подходишь – я говорю тебе, теперь я рулю той тусовкой – ты подходишь, я всё вырублю чтобы осталось только немного людей. Читай рэп перед ними. Если тебе не понравится – спрыгни. Ну ты понял, просто можешь уйти, тебе не надо будет возвращаться». Ну я такой «Хорошо, круто».
Я вбил себе в голову, что каждая строка должна иметь что-то, вызывающее реакцию. Каждая строка. Потому что, если я перед толпой, меня освистают если…я не приду с этим. Понимаешь? И примерно так, в этом же духе или, скажем, с такими же мыслями я пишу сейчас. Мотивы, слоги, рифмы – это та вещь, к которой я пристрастился, и когда ты начинаешь думать о…целых предложениях, которые рифмуются друг с дружкой, но…чтобы сделать эту рифму, иногда тебе приходится слегка выходить за границы возможного. Но поэтому я и был всегда, типа, свобода речи…есть наклейки «Родительский контроль». Слушайте, если вам не хочется слушать – выключите. Не покупайте, не слушайте. Понимаешь…это хип-хоп.
Sway: Это хип-хоп, чувак. Ты говоришь о написании, о поиске того самого идеального куплета.
Eminem: Да.
Sway: Ты нашел его?
Eminem: Я хочу сказать, что…
Sway: Написанные тобой куплеты, которые тебе кажутся…?
Eminem: Я буду на 100% честным. Мне кажется, что я ощущал это уже долгое время…Я всегда гнался за The Marshall Mathers LP. Потому что я знаю, что он поймал момент…он словно временная капсула – то, чем он был в те времена и то смятение, которое происходило в моей жизни. События происходили так быстро что я терял самоконтроль и испытывал много ярости. Когда люди говорят, что они скучают по старому Эминему, мне кажется, что скорее всего они говорят про то время. Ты скучал по ярости, и ты скучал по мне…понимаешь, типа…у меня больше нет той ярости, но я по-прежнему обладаю той же страстью.
Иногда, оно не всегда выходит как надо. Понимаешь, иногда это выглядит как «что это такое нахуй?». Ну, сделай паузу, чувак. Типа, я не знаю с кем я соревнуюсь, но я просто хочу быть…есть много отличных рэпперов. Есть много отличных исполнителей, и есть много отличных исполнителей нового поколения. Я наблюдаю за этим, и я обожаю этот движ. И мой соревновательный дух внутри меня намерен идти нога в ногу с лучшими из лучших.
*Баттл двух эмси*
Sway: Как Детройт влиял на формирование тебя как личности, если говорить крупномасштабно?
Eminem: Только то, что я из Детройта? Ты имеешь в виду хип-хоп?
Sway: В целом. Даже в социальном смысле.
Eminem: Если на секунду поговорим о хип-хопе, то я думаю, что одна из самых замечательных вещей для выходца из Детройта это…мы…я не считаю, что в самом начале, когда хип-хоп только начал обретать популярность – я не считаю, что мы по-настоящему знали кем мы являемся. Касательно того, каким будет наш стиль, звук…понимаешь? Я считаю, что в те времена мы думали, типа, «Чувак, никто не приезжает в Детройт. На нас смотрят как на город-призрак. Понимаешь? Мы хотим быть кем-то, мы хотим, блять, встать…мы хотим…это всегда была идея в те годы: нанести Детройт на карту. Потому что нам казалось, словно никто нас не слушает. Понимаешь, и никто не воспринимает нас всерьёз. Представь, что ты MC из Детройта. Если бы ты поехал в Нью-Йорк в те годы, тебя бы скорее всего задиссили. Просто потому что ты из Детройта. И неважно, насколько ты хорош!
Sway: Ну я помню когда ты сделал “White America”. Кто-то с твоей точки зрения, чертовски белый, указывающий на несправедливости нашей страны. В “Untouchable”, ты говоришь несколько вещей от которых я прям кончил… и я, честно, не слышал чтобы кто-то ещё говорил это… я перефразирую, но ты сказал «иногда я стесняюсь быть белым». Что это значит? Я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил это.
Eminem: Потому что я ощущаю, словно…окей. В то время, одна из вещей, вдохновивших эту песню – было время, пару лет назад, помнишь ли…ты включаешь новости в телеке, и, буквально, каждый второй день черного мужчину пристреливали полицейские. И…я помню как увидел отрезок где Michael Slagger, мент – как он пристрелил Walter Scott-а; он же его остановил из-за нерабочего заднего фонаря? В общем неважно. Когда Walter начал бежать он, типа, где-то 50 футах от него. И ты видишь, как он стреляет в его спину. И, слава Богу, у чувака была камера. Да? И ты смотришь, как он подходит и кладет электрошокер [Прим. Eminem.Pro: рядом с трупом]. У него уже есть оправдание! Понимаешь? И я на проводе, звоню Полу [Розенбергу], типа, «Йо, ты видел как это дерьмо опять случилось?». Я просто зависал, типа, разговаривая об этом по телефону 45 минут и…Philando Castile…типа, «У меня есть пушка, у меня есть право на её ношение» и быть застреленным… [за это]
Sway: Что с погодой в Детройте, чувак? Тут что, всегда минус 30?
Eminem: Сейчас минус 30 и это жарко.
Sway: Это жарко?
Eminem: Да. Она опускается до минус 460 или чёт вроде того. Наш рекорд, наверное, минус 620…[Прим. Eminem.Pro: Градусы в Фаренгейте. Абсурдные значения. Непонятно, преувеличивают ли Eminem и Sway или же это ошибка Эма.]
Sway: Окей. То есть вы побили Антарктику?
Eminem: Возможно.
Sway: Окей.
Ты изъездил весь мир. Ты можешь жить где пожелаешь, но ты всё равно присутствуешь здесь, у тебя все равно дом тут – в этой местности. Почему?
Eminem: Я человек привычки. Мне кажется, что я знаю это место – и, по-хорошему, не знаю ничего более. Конечно, я побывал во многих местах, но…это для меня дом. Это просто дом. Дух этого места. Здешние люди, всё…это то, что я люблю.
Sway: У вас есть символ для изображения Детройта, верно?
Eminem: О, кулак? Кулак Joe Louis-а? [Прим. Eminem.Pro: Joe Louis – профессиональный боксёр, уроженец Детройта. В честь него в центре города установлен монумент в виде кулака.]
Sway: Тот самый кулак Joe Louis-а.
Eminem: Нас пинали слишком, блять, долго. И теперь мы хотим использовать свой голос – это невероятно.
Sway: Тебе кажется, что ты достиг своих желаний?
Eminem: Знаешь, у меня есть взгляды на это, в которых я, типа…отдал свою жизнь за это дерьмо в буквальном смысле слова. Я вложил свою жизнь в это. Изучил рэп игру как свои пять пальцев, каждый её аспект, каждый – всё! Все, чем она является – это сцена, и ты просто поднимаешься на эту сцену и…высказываешь им свои слова. Хип-хоп не существует достаточно долго чтобы дать нам ответ, сколько в нём может продержаться человек.
Зацените также вариант озвучки от наших друзей: