Многие рэперы наперебой хвалят Кендрика Ламара как одного из лучших текстовиков нашего времени, но когда приходит время, чтобы K. Dot назвал одного из своих кумиров, он респектует Эминему за его навыки.
В большой кавер-стори августовского номера Vanity Fair Кендрик Ламар рассказывает о насилии в Комптоне и о том, как пишет песни.
Рэпер также высказался о том, какое значение для хип-хопа имеет его Пулитцеровская премия, и о вине выжившего, которую испытывает с тех пор, как выбрался из Комптона.
Кендрик Ламар только что присоединился к туру лейбла TDE* The Championship Tour, поэтому автор Vanity Fair Лиза Робинсон в рабочем порядке встретилась с известным рэпером за кулисами Мэдисон-сквер-гарден, чтобы поговорить на разные темы: будь то его Пулитцеровская премия или фристайл для главы лейбла TDE Энтони «Top Dawg» Тиффита, который Кендрик исполнял в 16 лет.
Они также обсудили то, как Ламар пишет свои песни, особенно Робинсон интересовали речевые обороты вроде «демо-кровавые и республи-кальки»** (в оригинале Кендрик играет словами «Democrats» и «crips», дословно «демократы-слабаки»; и «Re-blood-licans», дословно «кровавые республиканцы» – Прим. пер.) из «Hood Politics» («Политика гетто») и «У меня сила, отрава, страдание и радость в ДНК» из «DNA» («ДНК»). Ламар высказался о времени и внимании к деталям, которых требуют его тексты:
«Исполнение» – мое любимое слово. 80 % своего времени я думаю о том, как я буду исполнять [свои песни], поэтому постоянное набрасывание идей и выяснение того, как я собираюсь донести свои слова до человека, чтобы достучаться до него, могут занять целый год. Что означает это конкретное слово, как оно попало сюда и зачем оно попало туда, и как я могу его использовать? После таких размышлений написать текст легко».
Кендрика также спросили о неоднозначной строчке из «m.A.A.d. City» («Город п.л.о.х.»), в которой он как бы вопрошает, стали бы на него смотреть по-другому, если бы он убил кого-то в подростковом возрасте:
«Поверили бы вы мне, если бы я сказал вам, что, когда мне было 16, я убил ниггера? / Или я останусь для вас тем же невинным Кендриком, которого вы видели на улицах / С баскетбольным мячом и жевательными конфетками? / Если бы я рассказал вам обо всех скелетах их моего шкафа, пошли бы вы за мной? / Считаете ли вы, что мой ум приносит громадную пользу?»
Как отмечалось в материале DjBooth в 2015 г., Ламар намекал на насилие в своем прошлом в таких треках, как «Hol’ Up» («Погоди-ка») и «The Blacker The Berry» («Чем чернее ягода»). В интервью он откровенно говорил о том, что скорее «понимает своих корешей, а не разочаровывается в них» из-за их общего тяжелого детства в Комптоне, и говорил также о поворотном моменте, который привел к первому из его двух крещений, которое произошло, когда он рос:
«Я так скажу: я видел, как проливалась моя кровь, и я сам становился причиной кровопролития других людей. Была секунда, когда я почувствовал, что чувствуют мои кореша, и как будто мне уже было все равно, и тогда я понял, что должно произойти что-то еще».
Далее Кендрик размышлял о присуждении ему Пулитцеровской премии за альбом DAMN., первому в истории не джазовому или классическому музыканту. Это событие он видит как запоздалое признание за рэпом способности передавать мощные эмоции:
«Это одна из тех вещей, которые должны были произойти с хип-хопом давным-давно. Потребовалось много времени, чтобы люди приняли нас – люди за пределами нашего сообщества, нашей культуры – чтобы они увидели, что это не просто слова под музыку, а что это действительно наша боль, это то, что нас по-настоящему ранит, это реальные истории наших жизней, записанные на пластинки. И теперь, когда рэп по праву получает признание как истинный вид искусства, это не только здорово для меня, это заставляет меня гордиться всей хип-хоп культурой в целом. Такие авторы, как Тупак, Джей Зи, Раким, Эминем, Q-Tip, Биг Дэдди Кейн, Снуп [Догг] … Это означает, что люди на самом деле слушают больше, чем я думал».
Ламар упомянул в разговоре Эминема как главного рэпера, повлиявшего на его языковой стиль.
«Это от моей любви к хип-хопу. Эминем, наверное, один из лучших мастеров слова за всю историю… Его альбом The Marshall Mathers LP изменил мою жизнь», – сказал Кендрик.
Со времени получения Ламаром премии такие музыканты, как Фаррелл Уильямс, Боно, SZA и сам Эминем высказывали мнения о том, что же делает «Пулитцеровского Кенни» таким уникальным и ключевым исполнителем.
«Он – Боб Дилан и Майлз Дэвис нашего времени, но он сам по себе, – говорит Фаррелл. – Его способность развлекать, поучая, не будучи при этом проповедником, удивительна».
Эминем также отметил способность Ламара постоянно менять свою манеру исполнения. «Он изменяет свой флоу каждые несколько строчек, поэтому его намного интереснее слушать», – сказал Эминем.
Вы можете прочитать полный материал на Vanity Fair и ознакомиться с текстами песен из дискографии Кендрика Ламара на Genius.
* TDE (Top Dawg Entertainment) – американский звукозаписывающий лейбл.
** Перевод текстов песен “Hood Politics”, “DNA”, “m.A.A.d. City” и других взят с сайта «Амальгама». URL: https://www.amalgama-lab.com/songs/k/kendrick_lamar