Jay-Z, спустя некоторое время после выхода его альбома «Magna Carta… Holy Grail», сказал, что из-за Интернета рецензии потеряли свою актуальность. Но, по моему мнению, они все равно нужны. Хотя бы для того, чтобы донести творчество артистов до людей, которые о них не слышали или слышали, но не слушали саму их музыку. Кстати говоря, благодаря парижанам, мы знаем, что «Бога» по имени Канье не все знают, как ни парадоксально. Наверняка, Eminem’а тоже. Поэтому, я начну.
Почти три с половиной года прошло с момента выхода альбома босса Shady Records, «Recovery», на котором были сюрпризы, радость, а для кого-то даже разочарования. Альбом полностью отличался от всех предыдущих работ Эма — пластинка звучала мейнстримно, попсово. С одной стороны, отлично, ведь Маршалл охватывал большую публику. С другой же, Стэны заскучали по старому доброму беспардонному Слиму Шейди, за образ которого этого парня и полюбили…
Годы ожидания; подписание на лэйбл Slaughterhouse и Yelawolf’а; воссоединение Bad meets Evil, выпуск «Hell: the Siquel», в котором проскакивали нотки Слима. И вот Босс объявляет сиквел своего второго студийника «The Marshall Mathers LP», вышедшего в далеком 2000-м. Планка ожиданий у фанатов взлетела до небес!
На стадии промо-кампании возникали сомнения: «а то ли это название для альбома?» А то слитый раньше времени «Survival» не похож на мотивы типа «Kill you», «Bitch Please 2» и тем более «The Way I am». Но последовавший главный сингл в лице «Berzerk», спродюсированный Риком Рубином (здесь тоже не знали что думать) дал понять, что SHADY’S BACK, BITCH!!! Клип…ну, что я рассказываю, вы сами знаете.
Затем клип на «Survival», как большая реклама новой игры «Call of Duty: Ghost». Ну и ладно, песня хорошая, и видео необычное. Да и бит от DJ Khalil’а и голос Liz Rodrigues порадовали.
Дальше был «Rap God», где Eminem встал в полный рост и в одном из отрывков выдал 97 слов за 15 секунд. Мощно же, ну! Ждем клип. (прим. — рецензия писалась до выхода клипа. Смотрите клип ТУТ.)
Последовавший «The Monster» при участии Рианны был вполне ожидаемым и в плане выхода в качестве сингла, и в плане появления на альбоме вообще: РиРи появилась на «Recovery», Эм — на «Loud», затем на «Unapologetic». И вот РиРи на «MMLP2». Счет 2:2. Песня чисто для чартов и ротаций. Клип уже анонсирован.
И собственно, день слива. Разочарования от трек-листа: отсутствие парней с Shady Records, а именно Slaughterhouse, Yelawolf, D12 (хотя куда там), 50 cent (хотя обещал ведь); также не было дуэта с EarlWolf — товарищей по европейскому туру Эминема, и Большого Шона, слухи о котором успели наделать шуму в сети. Нет и продакшена от наставника — Dr. Dre. Из приятных вещей: большое количество женского вокала, пусть и без певицы Kelly. «Bad Guy», «Legacy», «Asshole» (со Skylar Grey), «Beautiful Pain» (с Sia), те же «Survival» и «The Monster». Кендрик Ламар на альбоме тоже был ожидаем — это уже мейнстрим — «Ламара звать на альбом». Но песня «Love Game» получилась как раз в духе нашего любимого Слима — высмеивание «куртизанок», то что нужно на сиквеле классического альбома.
Не может не радовать и тот факт, что кроме девушек и парней-певцов (Nate Ruess, Jamie N Commons, The X Ambassadors) пел и сам Маршалл. Он это и раньше делал, а здесь звучит просто здорово (очень личная «Stronger Than I Was»; «So Much Better», до боли напоминающая нам о «Kim» с «MMLP»; «So Far»).
После «Cleaning out my Closet» общественность думала, что с матерью у Маршалла не будет вообще никаких отношений. И тут вдруг — «HeadLights», в котором Эм первым делом извиняется перед мамой за все гадости, которые он ей наговорил. Что ж, посмотрим, чем все это закончится.
Дополнительно о Call of Duty. Сотрудничество артиста и разработчиков началось все с того же пресловутого «Recovery» в виде включения трека «Won’t Back Down» при участии певицы P!nk в саундтрек первой части Black Ops. Здесь же при предзаказе игры игрок получал эксклюзивный трек «Don’t Front», записанный совместно с рэпером Buckshot. В итоге, на альбоме всего два трека, записанных совместно с другими рэперами, что только подчеркивает тот факт, что Эминем полон сил — восьмой студийник, а из 22 дорожек всего на двух гостят рэперы, а в целом 7 фитов. Неплохо для 8 пластинки. У Game’а вышел всего пятый альбом, а сольных треков до неприличия мало. Есть чему поучиться у бывшего коллеги по Aftermath.
Конечно, альбом не целиком принадлежит Slim’у Shady, но ведь после прошлого альбома нельзя резко переходить к старому образу, переход должен быть плавным. Да и так результат превзошел все ожидания — один «Bad Guy» чего стоит! Продолжение легендарного «Stan» с британкой Dido. Уж чего-чего, а этого не ждал никто.
А камео обожаемого Ken Kaniff в конце «Wicked Ways»! Я хохотал, как сумасшедший! Даже на «Relapse» Ken был слабее.
Итак, какие можно сделать выводы? Альбом отличный вышел. Отчасти, потому, что я дикий Стэн и мне нравится сам факт, что это альбом Маршалла. Но все таки в основном потому, что он действительно хорош. Для меня лично, «MMLP2» — это некий симбиоз классического «MMLP», необычного «Relapse», который имеет для меня особое значение, и частицы попсового «Recovery», чтобы обозначить переход от нашего времени к истокам. Неймдропинг, пение, игра слов — одни из немногих черт буквально каждой песни. Ну и издевательства над всеми и всем — тот самый Слим, которого Эм пытался вернуть еще на «Relapse», но что-то пошло не так. Зато теперь можно сказать твердо и уверенно, пусть даже в последний раз: Shady’s Back! И этому мы, Стэны, неимоверно рады.
Оценка по десятибалльной шкале? Ну, о чем речь? Конечно же 10!
P.S. ранние альбомы артиста обязательны к прослушиванию. И купите парочку, если любите Эминема. У меня есть, и этот скоро в любом случае будет.
6 место