1 место!
2 сингла в один месяц, месяц отдыха и опять 2 сингла в один месяц. После столь насыщенных трёх месяцев, 5 ноября, наконец, выходит долгожданный сиквел «The Marshall Mathers LP 2». На радость поклонникам всё произошло очень быстро. Вспомним историю промоушена Recovery, 4-ый сингл которого был объявлен ровно через год после выхода альбома. Не успел выйти The Marshall Mathers LP 2, как исполнитель почивает на лаврах победителя в номинациях Best Hip-Hop и Global Icon на ЕМА. Чтобы понять 2-ую часть антологии нужно вникнуть в первую. Молодой «новоиспечённый» артист с опытом в один профессиональный альбом, выпускает свой третий альбом (считая «Infinite») — «The Marshall Mathers LP». Разумеется амбициозный, харизматичный, неопытный парень изливает всю душу в свою пластинку, обсуждая проблемы, которые касались его самого в этот период жизни. Масштабные темы лирики: гомофобия, наркотики, насилие, самоуверенные нотки восхваления и женоненавистничество (как многие считают, не ко всем женщинам конкретно, а к тем, кто «заслуживает» этого, по мнению самого рэпера, и такая категория дам попадает в подкатегорию «bitches»). Может, скорее всего, реклама сыграла свою роль в столь откровенном поведении, тем не менее здравый смысл преобладал в юном рэпере, что доказывают строки из песни Kill You: «I’m just playin ladies / You know I love you» («я просто шучу, леди! Вы же знаете, что я люблю вас!»), также как в песне «So Much Better» с «The Marshall Mathers LP 2».
Сказано в обоих частях это не спроста. Прошло 13 лет, а конъюнктура сиквела ничуть не изменилась — те же настроения, переживания и шутки, хотя сам Eminem в интервью газете Rolling Stones заверял: «Назвав его The Marshall Mathers LP 2, я знал, что появятся определённые ожидания. Я бы не хотел называть альбом, просто ради такого названия. Я должен был убедиться, что я записал подходящие песни — и вот, когда я их записал и послушал, у меня появилось такое чувство «Чёрт, чувак, не хватает этого и вот этого, чтобы нарисовать картину целиком». Так что, это не сиквел, а, скорее, возвращение к старому времени. На нём не будет никаких продолжений старых песен или типа такого. Для меня, прежде всего, это — атмосфера и ностальгия». Что же изменилось? Следует рассмотреть основные мотивы альбома, чтоб ответить на вопрос и провести параллели с 1 частью.
Главный хит и просто заводной трек «Berzerk», где жёсткая лирика с первого же куплета пронизывает на копьё качественной читки всех критиков, что содержанием напоминает большинство песен с «The Marshall Mathers LP», не перебирая всех, можно назвать самую значимую и весомую — «The Way I Am». Также Eminem воплощает в жизнь очередные мечты: используя любимые песни детства для аранжировочных экспериментов, и затем читая под них (как это было с «Sing For The Moment»). Но на этот раз и песня и клип являются сплошной пародией. Песня насыщена вокалом Billy Squier´a, также как и клип полон «плагиата» с клипов Beastie Boys — So «What Cha Want» и LL Cool J — «I Goin Back To Cali». Проповедь к праздной жизни, звучащей в припеве, напоминает мотивы из «Drug Ballad»: But when it’s all said and done I’ll be 40 (А когда я перепробую всё, мне будет уже 40), но, к счастью, как известно, Eminem уже со времён Relapsе´a завязал, так что здоровый образ скандинавского воина Берсерка могут только радовать. Сам Eminem говорит в песне: «Far as hard drugs are though, that’s the past» («Хотя сильная наркота далеко в прошлом»).
В «Survival» слышится продолжение самоуверенных отголосков в лирике, напоминающие песню «Marshall Mathers» с «The Marshall Mathers LP». В основном лирика относится к игре Call Of Duty: Ghost, и она скорее коммерческий отрывок альбома, чем часть его. Тем не менее вопросы выживания в рэпе, упадок и подъёмы хорошо раскрыты и проведение параллелей с выживанием на войне и в рэп-игре вполне адекватны. Также Eminem считает, что если его будут любить и доверять ему, это может плохо сказаться на нём — это будет успокаивать, расслаблять его и в конечном итоге грозит потерей бдительности и «хватки», что может привести к очередному упадку. И этим он оправдывает Slim Shady — «не будет грубого Slim Shady, не будет Эминема вовсе» — говорит сам рэпер.
«Stronger Than I Was» — любовная баллада, похожая, если говорить о стиле песни, на «I Remember» (Everlast Diss).
«The Monster», разумеется, напоминает всем ещё незабытый мега-хит «Love The Way You Lie», благодаря Rihann’e, но наличие гостей мало чем поможет в разборе лирической составляющей альбома.
Весь «The Marshall Mathers LP» — это большая пиар-акция: привлечение любого внимания, посредством диссов, ненормативной лексики и вульгарности. «The Monster» же показывает, чего достиг Eminem за эти годы: мудрости, осознанности и проницательности: «No, I ain’t much of a poet but I know somebody / Once told me to seize the moment and don’t squander it / Cause you never know when it all could be over tomorrow» («Не-а, по большей части я не поэт, но знаю, кто-то / Однажды мне сказал, ловить момент и не отпускать / Потому что никогда не знаешь, вдруг завтра он может улететь»). При этом по старой незабытой привычке Eminem говорит: «Give every kid who got played at, pumped up feeling» («При этом я не собираюсь спасать чертовых детей»), что непосредственно связывает её со строкой из песни «Who Knew» с «The Marshall Mathers LP»: «But don’t blame me when lil’ Eric jumps off of the terrace» («Но не вините меня, если маленький Эрик спрыгнет с крыши»).
«So Much Better» — схоже с «Kim» из «The Marshall Mathers LP», только там речь шла конкретно о его жене, а тут некое инкогнито или посвящается песня тем самым «bitches», которые уже были упомянуты. Как таковая ода к «bitches», лишь с той разницей, что он далеко их не восхваляет: «My life will be so much better / If you just dropped dead» («Моя жизнь стала бы намного лучше, если бы ты просто упала замертво»).
Примечателен и скит «Parking Lot» служащим продолжением песни «Criminal» с «The Marshall Mathers LP», а также песни «Off To Tijuana».
«Rap God» — действительно песня отличающаяся божественным флоу от исполнителя, 6 минут со Slim Shady заставляют впасть в ностальгию по «The Marshall Mathers LP» — самовосхваление, скандал в Белом Доме с Моникой Левински. Правда в «The Marshall Mathers LP» порой проскальзывают нотки неуверенного новичка, тут же мы слышим монолог Эма, повествующего об провозглашенном Боге рэпа, и догадаться кто им является не составляет труда.
«Legacy» — задушевный трек, учащий никогда не сдаваться и идти всегда напролом до победного конца. Опять становление из неуверенного подростка в серьёзного мужчину с собственным наследием, является квинтэссенцией содержания песни. Также Eminem наглядно показал на своём примере применение формулы, упомянутой им в «Rap God»: «Life’s handing you lemons, make lemonade then» («Cвои беды превращай в победы»). Eminem два куплета подряд пел про свои неудачи и считал себя странным («Почему я так странно собран? Может быть я марсианин?»), в 3-ем же куплете он перевернул всё это с ног на голову, так что это стало играть ему на руку («Сейчас я думаю, что то, что я так странно собран — замечательно / Ведь если бы не это — я не смог бы оперировать»).
«Bad Guy» — говорить в принципе не о чем, ясно прослеживается связь с треком «Stan», с той лишь разницей, что теперь ни сам Стэн главный герой, а его младший брат Мэттью Митчел, пытающийся отомстить Эминему за смерть брата. Интересное замечание, которое можно сделать: по словам Меттью, Стэн — гей: «Slim, this is for him and Frank Ocean» («Слим, это за него (Стэн) и Фрэнка Оушена» (знаменитого участника группы OFWGKTA, который является бисексуалом)).
Если говорить о второй части песни «Bad Guy», которая могла бы стать самостоятельной, если бы не смысл, нужно отметить завораживающий мотив ни только мелодии и речитатива, но и самого содержания, где подняты жизненные вопросы о славе, времени и жизни в целом, также намекает на свои уход из музыки. Она схожа с песней «My Darling». Как таковая рефлексия от лица альтер-эго Slim Shady.
Большое количество любовных песен, типа: «Love Game», «Headlights», «Stronger The I Was» и ещё некоторых, поражает. Может в этом и заключается взросление Эминема. Хотя, колкостей, на излюбленной жертве Ким Кардашиан, хватает. Также не с хорошей стороны упомянуты Birdman и Kanye West, которым, если связать песни, он советует сесть на elevator music (то есть музыка спускающаяся вниз, а ни вверх), перечислять всех оскорблённых скорее всего не стоит (места не хватит), также как и восхвалённых (таких как: Раким, все участники N.W.A., A Tribe Called Quest, Onyx, Pharoahe Monch).
В целом оценка альбома положительная, если грубо округлять, то 8 из 10, но основные факторы понижения оценки послужили всегда хромающая в рэп музыке инструментальная часть и непобедимость влияния Слима на лирику, что придаёт несерьёзность всему альбому и заставляет вспоминать Encore. Не смотря на то, что в этот образ вложено столько усилий и надежд, и не смотря на то, что даже с точки зрения философии образ Слима вполне разумен и правдоподобен, в настоящем бытие хип-хопа он не входит в рамки неписанных законов.
—
Richard Goichev <richardgoichev@mail.ru> 19.11.13