Читайте полный перевод интервью, которое Eminem дал изданию NPR в рамках промо-кампании альбома «Revival». Эм рассказал о политизированности своей новой пластинки, почему он решил сделать альбом именно таком и что хочет донести им до слушателей. Ещё собеседник Эминема спросил его про завершение карьеры, о котором он зачитал в треке «Castle».
Эминема называют по разному: выдающимся, противоречивым, шокирующим. На протяжении своей двадцатилетней карьеры его и почитали и критиковали. Единственное, что даже не обсуждается: Эминем — самый продаваемый хип-хоп артист всех времен, обладатель 15 Грэмми, двух сертифицированных платиновых альбомов и премии «Academy Award».
Прошло уже более 18 лет с момента первого ТОП-40 хита от Эминема «My Name Is», который мгновенно поднял молодого МС из Детройта в мейнстрим. На новом альбоме «Revival», первым за последние четыре года, 45-летний рэппер концентрируется на некоторых вещах, которые являются важными для такого взрослого человека, как он. С гостевым участием таких поп-звёзд, как Beyoncé и Ed Sheeran, на «Revival» Эминем затрагивает больше политических взглядов, чем когда-либо в своём творчестве, касаясь как политической тематики, так и проблем расового неравенства и собственной уязвимости.
Эминем рассказал представителю NPR, Мишель Мартину из Детройта о том, почему на создание альбома «Revival» у него ушло два года, поделился своим отношением к президенту Трампу, и тем, какое он занимает место в хип-хопе. Вы можете послушать радио-версию ниже, а также узнать больше об этой беседе, прочитав перевод от ePro.
Мишель Мартин: В последний раз ты говорил с нами в 2010 году. На тот момент ты только что выпустил Recovery, и сам был на стадии восстановления: у тебя были проблемы с наркотиками, результатом чего стала передозировка. Поэтому, первый, и в тоже время самый главный вопрос — как твоё здоровье?
Эминем: Я думаю, что всё хорошо. Скажу даже больше — я регулярно тренируюсь, занимаюсь бегом, стараюсь заниматься тяжелой атлетикой по мере своих возможностей, придерживаюсь правильного питания. Да, думаю, я в норме.
В «Revival» есть много моментов, которые я хотел бы с тобой обсудить, но давай начнём с обложки альбома: на нём изображен своего рода полупрозрачный Американский флаг, на котором можно увидеть человека, держащего руку у головы, словно он чем-то огорчен. Почему именно это изображение стало обложкой альбома и почему такое название?
Эминем: Ну, название — отражает всё то, что в альбоме, и по мере того, как песни начали собираться в единое целое, стало появляться всё больше и больше причин назвать альбом именно так. Человек с опущенной головой на обложке — это я, потому что не смотря на то, что я люблю нашу страну — мы в д***ме и нам есть над чем поработать. У нас проблемы и нам нужно стать лучше. Получается, я люблю нашу страну, но я расстроен тем, что сейчас происходит.
К тебе это пришло как прозрение или всё копилось на протяжении определенного времени?
Эминем: Со временем. Наблюдая за Трампом я … разочаровываюсь.
Что именно тебя разочаровывает?Взято с ePro
Эминем: Да абсолютно всё! Что здесь может не разочаровывать? Я думаю, я достаточно ясно показал на альбоме своё отношение к нему, и я не собираюсь менять линию своего поведения, потому что я не намерен останавливаться. Но наблюдая за тем, что происходит, за тем, что произошло с Обамой, и за теми действиями, которые мы предприняли … создается впечатление, что мы сделали столько же шагов назад, сколько и раньше и вернулись к тому, где мы были.
Знаешь, ещё в начале у меня были мысли вроде «почему бы и нет? Он кажется умным бизнесменом. Возможно, он сможет урегулировать дефицит или сделать что-то ещё». И затем я стал слушать то, что он говорит. И чем больше он говорил, тем больше показывал своё истинное лицо. Я смотрел прямой эфир, где он говорил, что Мексика отправляет своих людей, причем не самых лучших, а насильников и убийц. И слушая это, возникала мысль «Хм … он… он не может так говорить».
На случай, если кто-то не знает о том, как ты настроен — перед новым альбомом вышел твой фристайл на BET Hip Hop Awards, который получил много внимания и был нацелен на президента. Ты это спланировал?
Эминем: Ну, мы говорили с некоторыми представителями BET. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы отправиться туда и выступить в живую, как это обычно происходит — однако был поднят вопрос о людях в толпе с телефонами: это могли слить до того, как материал был бы готов в надлежащем конексте. Вроде бы я знал, что я хотел сказать, но после того, как все начали из-за этого беспокоиться — план изменился, поэтому мы сняли видео здесь, в Детройте. Вся концепция видео, то, как оно снято, была в некотором роде, отсылкой к обложке сингла Public Enemy — «You’re Gonna Get Yours». Но для меня это было лишь небольшой частью того, что я должен сказать о нём. Это делалось больше для того, чтобы привлечь его внимание, посмотреть, скажет ли он что-нибудь в ответ, а потом у меня появились кое-какие идеи.
Не было ли это рискованно для тебя? Я подразумеваю то, что в 2016 году Мичиган должен был быть частью этой «синей стены» — безопасной зоной для демократов, но в последствии попал в руки к Трампу. Он был близок — от 47.6% до 47.3% — но Мичиган перешел к Трампу. И я знаю, что люди из штата очень важны для тебя. Многие твои фанаты, в особенности некоторые из твоих белых фанатов чувствуют, что ты говоришь за них и с ними. И ты ясно дал понять — «если вы ещё не приняли решение — я скажу вам, на чьей нужно быть стороне». Похоже, что ты пошел на крайность? Или это значит, что тебе нужно быть там же, где и люди?
Эминем: Прежде всего, те, кто думают, что я говорю за них — национальность не имеет значения, ведь я говорю со всеми. Я говорю со всеми, кто хоть немного такой же как я. Поэтому, для меня не имеет значения цвет кожи. Просто я говорю о том, в каком я положении, независимо от того, на сколько это рискованно. Для меня очень важно сказать то, что мне нужно, и кто со мной — это круто. А кто нет — значит нет. Я не знаю, чувак.
К концу дня, если всё будет сказано и сделано, то я смогу помочь изменить чье-то сознание, попытаться открыть кому-нибудь глаза или заставить людей понять, что этот человек не делает то, что сказал, что собирается сделать для вас. Те люди, которые голосовали за него, могли думать тоже самое, что в начале думал и я. И тогда они были готовы смотреть сквозь пальцы на всё то, что он говорил, потому что Трамп — хороший спикер. Но если ты не из тех, кто будет проверять наличие фактологических ошибок на достоверность того, что он говорит, когда бросается всеми этими статистическими данными: «Показатели безработицы снизились, они самые низкие в истории, а фондовые рынки …» То есть, если вам не нужны факты — вы можете просто взять и поверить в это. И затем он заявляет вам, что какая-либо информация против Трампа — это неверная информация. Настоящие новости — это те, в которых для него всё хорошо. Это такая альтернативная реальность, в которой он создан для самого себя и тех, кто всё ещё является его сторонниками. Именно поэтому, моя цель заключается в том, что я надеюсь повлиять на разум людей или просто сказать «да и пофиг», потому что если этот человек мне не нравится, то я не уверен, что мне стоит привлекать его внимание.
Расскажи мне, как возникла идея трека «Untouchable» («Неприкасаемый»). Это напоминает сцену из пьесы, где люди разговаривают друг с другом, но при этом не слышат друг друга, словно между ними стена. Можно представить, что они разговаривают с нами, но не слышат друг друга. Расскажи, что ты думаешь?
Эминем: Ну, если ты помнишь, около двух лет назад казалось, что каждый день, когда ты снова просыпаешься, то видишь новости о том, что полиция застрелила ещё одного чернокожего, и как правило, без особой на то причины. Увидев то, что произошло с Майклом Слэйгером и Уолтером Скоттом, этот выстрел в спину … и затем он подходит, наставляет на парня электрошоковый пистолет, будто тот уже знает то, что ему предстоит сказать.
И ещё Филандо Кастиль, когда он лезет за своим бумажником, пытаясь сказать: «у меня есть оружие, но есть и разрешение на него», оказывается застреленным и убитым. Это было одной из тех вещей, которые всё нарастали и нарастали, и мне хотелось сказать об этом на протяжении долгого времени. Но мне следовало убедиться, что всё то, что я говорю — правда. Я хочу убедиться, что все мои аргументы верны, понимаешь?
Как ты думаешь, ты достиг этого?
Эминем: Я надеюсь.Взято с ePro
В блогосфере сейчас наблюдается противостояние, люди говорят, что сейчас все в этой теме, что это не новые мысли.
Эминем: Нет, не новые. Наверняка не новые. Я не говорю, что «все полицейские — плохие». Я говорю о том, что это данные, полученные от белого копа, являющегося расистом. Это очень разозлило меня, очень взволновало два года назад до такой степени, что я даже не мог написать об этом, потому что все мысли были в беспорядке. Иногда, когда я взволнован — я просто выхожу из себя и не могу мыслить ясно. Мне необходимо было успокоиться на секунду и записать свои мысли на бумаге, потому что, как я уже сказал, я должен быть уверен в том, что я всё записал верно. Но если люди не чувствуют правильности в том, что я сформулировал, тогда я не знаю.
Ты чувствуешь что ты помогаешь людям видеть то, чего они не видели раньше? Или всё-таки дело в том, что ты хочешь определиться со своей позицией?
Эминем: Я думаю, оба варианта правильны, но в большей степени это похоже на то, что мы сможем открыть людям глаза. Между этой песней и, как мне кажется, песней Джойнера Лукаса «I’m not Racist» («Я не расист») — честно говоря, это забавная история, потому что я узнал о том, что песня на подходе. Я не знаком лично с Джойнером, но у нас есть общий друг, который в конечном итоге связался с моим товарищем Royce da 5’9″ и сообщил ему, что он хочет, чтобы я увидел это видео. И когда оно вышло — оно было очень хорошим и мощным. И знаешь, что я почувствовал? У меня появилась надежда, что с нашей музыкой мы сможем многим открыть глаза и возможно, продолжить движение и разговор.
Сейчас по новостям показывают много сюжетов, связанных с насилием по отношению к женщинам или с их недовольством из-за отношения к ним на рабочем месте. Для тебя не секрет, что на протяжении твоей карьеры люди слушают твои тексты и задаются вопросом о твоем отношении к женщинам. Сейчас, находясь на текущем этапе своей карьеры, смотришь ли ты на некоторые вещи по другому? Может, есть что-то, что ты хотел бы сказать по другому? Могут ли эти обсуждения повлиять на переосмысление тобой тех вещей, о которых ты говорил?
Эминем: Знаешь, в одном я уверен точно — круто, что эти женщины отстаивают свои права, безусловно. Потому что я знаю, что творится всякая фигня и если женщины оказываются в трудном положении, когда кто-либо, кто наделен большими полномочиями говорит им «если вы хотите карьерного роста — вам нужно сделать вот это», — это отстой.
Что касается меня — мне кажется, что я всегда придерживался иронии. Я верю, что у всех людей есть свои разные стороны: серьёзные стороны, стороны с темным юмором, и так далее. Именно поэтому я никогда не несу за это ответственность. Я думаю, что люди должны понимать, где у меня есть юмор, а где его нет, учитывая характер той или иной песни. Я думаю, что это в значительной степени здравый смысл, учитывая то, что у меня есть дочери.
Наши самые суровые критики — это дети. Теперь, когда твои дети уже достаточно взрослые, чтобы слушать твою музыку — сложилось ли у них определенное мнение, которым они могут с тобой поделиться?
Эминем: Не совсем так, потому что они знают, что я — всего лишь их отец. Вот что происходит: когда я пишу, у меня в сознании возникает идея или строчка и я такой «Эй, эта мысль нарушилась». И я либо начинаю смеяться над собой, либо говорю «Знаешь что? Это может зайти слишком далеко». Заходил ли я когда-либо слишком далеко? Наверняка, кто знает. Бывают моменты, когда я не думаю об этом. Это зависит от ситуации.Взято с ePro
Меня как-то спросили о том, как я начал критиковать поп-звезд в начале моей карьеры и почему я не делаю этого сейчас. И мой ответ на этот вопрос заключался в том, что чье-то имя не попало в построение рифмы. Если у меня в сознании возникает чьё-либо имя и оно рифмуется с тем, о чем идёт речь, то получается такой вот процесс. Как артист я чувствую, что не могу делать одно и тоже. Мне не хотелось бы быть однообразным, потому что я вижу столько ракурсов, что чувствую, как мне нужно писать.
В треке «Castle» (Замок) ты говоришь, что на этом ты заканчиваешь [карьеру], я надеюсь, что это не так. Как бы ты охарактеризовал этот момент своей карьеры?
Эминем: Я не знаю. Понимаешь, это забавная ситуация. Хип-хоп существует уже достаточно долгое время, но я не знаю, достаточно ли это для того, чтобы увидеть, как долго можно этим заниматься. У вас всё ещё есть ребята вроде меня и Jay-Z. Redman всё ещё важен для меня. Я не уверен, что я буду делать дальше, но я по прежнему люблю музыку и хип-хоп.