Перевод на русский язык текста песни Eminem feat. Rihanna — «The Monster» с альбома 2013 года «The Marshall Mathers LP 2».
[Припев: Rihanna]
Я дружу с монстром, который живёт под моей кроватью,
И в ладах с внутренними голосами. (1)
Вы пытаетесь меня спасти — держите карман шире! (2)
Для вас я безумна, ага, вы считаете меня сумасшедшей. (3)
[Куплет 1: Eminem]
Желал славы, но не хотел обложку Ньюсуик.
Что ж, полагаю вилять носом — не вариант бедняка. (4)
Хотел, чтобы мою музыку заметили.
Хотел, чтобы на людях меня оставили в покое, (5) извините,
Что хотел всего сразу, но как говорится — дважды один пирог не съешь. (6)
Слава сделала из меня воздушный шар, наполненный лишь своим эго (7)
Мой взрыв сбил с толку меня самого, (8)
Ведь я стремился к мастерству Брюса Ли на клочке бумаги. (9)
Злоупотреблял чернилами, использовал их как средство, чтобы выпустить пар.
(Ого!) И выиграл в лотерею, (у-уии)
Но при этом я потерял и приобрел, было и горько и сладко. (10)
Будто я выиграл большой матч.
Нелепо, потому что я думаю, что становлюсь очень большим и мне надо сбросить пару килограмм. (11)
Я лишаюсь сна: раз овца, два. (12)
Становлюсь чокнутым и странноватым, как Кул Кит. (13)
Но в натуре я на много шизанутей, чем ты думаешь, потому что я…
[Припев]
[Переход: Rihanna]
Ну и что тут такого!
[Куплет 2: Eminem]
Не-а, по большей части я не поэт, но знаю, кто-то
Однажды мне сказал, ловить момент и не отпускать,
Потому что никогда не знаешь, вдруг завтра он может улететь.
Вот почему, я продолжаю вызывать духов в виде мыслей, и иногда мне интересно откуда они берутся. (14)
(Точняк, всё думаешь, а знать ты хочешь?
Все просто, ты с ума сходишь, вот так они к тебе и забредают) (15)
Йодел-одел-ой-ии-хуу. (16)
Я думаю, что они скитались где-то и споткнулись об ВанВандера Джеффа,
Ведь мне необходимо было вмешательство извне, чтоб оградить себя от этого монстра,
И спасти себя от самого себя, (17) а причина всего этого конфликта такова —
Меня убивает то, что я люблю, и превозмочь все это я не могу. (18)
Мое ОКР меня же бьет по голове
И продолжает стучать, но у меня не все дома, и я будто хожу во сне. (19)
Я передаю лишь то, что говорит мне голос в голове.
Не стреляйте в посланника, (20) так как я просто дружу с…
[Припев + Переход]
[Куплет 3:]
Называйте меня психопатом, но я представляю, как
Однажды, гуляю среди вас, обычных граждан. (21)
Но до тех пора пока, не будет уничтожен бой барабанов,
И я буду нападать на каждого эм-си — прольется много крови. (22)
И я возвращаю те дни, когда я на одном треке с Дре, (23)
Даю каждому ребенку чувство уверенности,
И острое словцо, чтобы сказать в ответ тем детям, которые их травят. (24)
При этом я не собираюсь спасать чертовых детей,
Но если один из ста миллионов ребят,
Борется, переживает и с собой сопоставляет — это здорово. (25)
Вот и расплата — для Рассела Уилсона пересмотрели план. (26)
Я все еще могу превратить ничто в нечто, как солому в золота кусок.
Я буду прясть, как Румпельштильцхен сена стог. (27)
Возможно мне необходима горячечная рубаха, (28) но факт в том, что я чудак в натуре,
Но все в поряде, ничего, я до сих пор дружу с…
[Припев + Переход]
1 – Многие дети (да и некоторые взрослые) боятся, что под их кроватью живут монстры. Здесь идет своеобразное аллегорическое сравнение «славы» с подобным монстром. В отличии от все остальных, Рианна и Эминем не боятся славы, значит, не боятся и монстра под кроватью. Концепция песни построена на борьбе исполнителей с монстром — славой.
2 – Немного измененная фраза «Don’t hold your breath», означающая «не надейся» и т. д. Рианна говорит тем, кто хочет ее спасти от монстра, чтобы они не надеялись на это т. е. держали карман шире.
3 – Так как Рианна и Эминем слышат голоса в голове, дружат с монстрами, то люди считают их сумасшедшими. Голоса — это фанаты, монстр — слава.
4 – Ньюсуик — американский еженедельный новостной журнал, освещавший политические и другие события. У славы две стороны медали. Эминем хотел быть знаменитым рэпером, лучшим в своем деле, но никогда не стремился быть объектом скандальных новостей.
5 – Эминем хотел, чтобы люди слушали его музыку, интересовались ей, а не его личной жизнью. Но получилось наоборот. Он попадал в новости чаще всего из-за своих отношений с матерью, женой, судебных процессов против него, смерти друга и так далее. Люди не дают ему покоя в общественных местах. Вот почему слава — это монстр.
6 – Эм извиняется перед общественностью за то, что хотел быть знаменитым и уважаемым, и не желал делиться, жертвовать своей личной жизнью. Также в этой строчке обыгрывается англ. фраза «you can’t have your cake and eat it too» — один пирог дважды не съешь. В русском языке приблизительным аналогом является фраза: «и в пруд не лезть, и рыбку съесть».
7 – Используется метафора, основанная на игре слов. Как воздух наполняет воздушный шар, так слава «раздувает» эго человека, делая его высокомерным, самоуверенным и неприятным. Чем успешнее Эминем становился в рэпе, тем сильнее росло его эго.
8 – Двойное значение. С одной стороны «взрыв» — резкое увеличение популярности, которую он не ожидал так скоро. С другой — продолжение метафоры о воздушном шаре. Так как Эм был как воздушный шар, который наполняла слава, он лопнул. С этим связан его длительный перерыв в 2005 году, когда он начал лечиться от наркозависимости.
9 – Для Эминема с самого начало было важно стать мастером составления рифм, как Брюс Ли, который был мастером боевых искусств. Клочок бумаги — то куда записываются рифмы в виде текста песни Эминема.
10 – Для Эминема, рэп был средством выплеска агрессии, негативной энергии, что в итоге привело его к колоссальному успеху. Тем не менее ему пришлось пожертвовать личной жизнью, чтобы стать популярным и он сожалеет об этом.
11 – Игра слов со shrink (сущ. психолог; глаг. худеть) и huge (великий, большой). С одной стороны Эминем становится все более популярнее (huge), поэтому ему нужен психолог, чтобы преодолеть манию величия.
12 – Подсчет овец является одним из старых способов борьбы с бессонницей. Он не может заснуть из-за популярности.
13 – Кул Кит — американский рэпер, основатель группы Ultramagnetic Mcs, считается одним из наиболее эксцентричных и необычных личностей. Из-за бессонницы Эминем становится сумасшедшим, как Кул Кит.
14 – Эминем не упускает свой момент, продолжая зарабатывать на своей музыке, пока она популярна. Эм знает, что вся его популярность может исчезнуть в один момент, что он даже и не заметит этого. Поэтому, чтобы быть популярным, он продолжает делать жесткие тексты — вызывать духов.
15 – Продолжается тематика вызова духов. Здесь говорит его альтер-эго Слим Шейди, примерно как в песне «Моя прелесть». Слим говорит, сколько можно думать откуда берется его мысли, ведь они часть тебя, они забредают с темных уголков души. Монстр в нем.
16 – Эм показывает, как легко его мозг переключается с одной мысли на другой, пытаясь выполнить особую манеру пения с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков (Йодль).
17 – Эминему нужен был кто-то, кто смог бы оградить его от этого монстра. Бороться с ним означало бы уничтожить самого себя, ведь монстр часть его. И Эм нашел того, кто помог ему — Джефф Ван Вандер — писать, лектор-мотиватор, бывший пастор, более известный своим участием в реалити-шоу «Вмешательство». Также наблюдается игра слов с названием шоу (Intervention — Вмешательство) и тем, кто должен был ему помочь (interventionist — интервент).
18 – Наблюдается кульминация конфликта. Монстр уничтожил все в его жизни: и хорошее, и плохое. Эминем полностью подвластен ему.
19 – ОКР — Обсессивно-компульсивное расстройство — невроз навязчивых состояний. Эминем хочет быть лучше всех в рэпе — это его навязчивая идея. Но пытаясь быть лучше всех, он испытывает много проблем (навязчивая идея бьет его по голове).
20 – Игра слов. Навязчивая идея бьет его по голове, делая его сумасшедшим (nobody’s home), но при этом nobody’s home также означает «никого нет дома». Одним из психологических расстройств является сомнамбулизм — состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Он считает, что спит, потому что им управляет монстр.
21 – Сумасшедших держат в специальных лечебных заведениях, чтобы они не могли жить рядом с нормальными людьми. Но в данном контексте Эминема считают сумасшедшим, потому что он хочет гулять среди обычных людей, но при этом быть популярным.
22 – Барабанный бой — это бит под который он читает. Пока не закончится бит, он будет лирически уничтожать других рэперов, доказывая свое мастерство, пока они не признают его Богом рэпа.
23 – Эм возвращает людей в те дни, когда он читал под биты Доктора Дре. Это были дни, когда песни Эминема помогали людям преодолеть мрачные времена в жизни, мотивировали людей.
24 – Известно, что Эминем подвергался насилию в школе со стороны других учеников. Своими песнями Эм дает детям уверенность и мужество противостоять подобному насилию со стороны хулиганов.
25 – Эминему не винит себя за то, как его музыка влияет на детей. Но, если дети услышат в его песнях то, что им поможет преодолеть сложные времена, то он, конечно, будет доволен результатом.
26 – Рассел Уилсон — американский футбольный защитник. В 2012 году на Драфте НФЛ Рассел был взят в команду Сиэтл Сихокс лишь в середине третьего раунда. На него не обращали внимание, потому что он был сравнительно небольшого роста. Сначала не заметили его скорость, интеллект, лидерские качества, но потом, благодаря ему, команда победила. Примерно тоже самое было в начале карьеры Эминема: в него никто не верил, а глядя на его цвет кожи вообще не думали, что он не добьется успеха в преимущественно афро-американском жанре музыки.
27 – сказка братьев Гримм о злом карлике, способном создавать золото из соломы, спрядая её. Здесь Эминем говорит, что не имея ничего (солома), он пришел к своему успеху (кусок золота). Также он подчеркивает, что Румпельштильцхен живет лишь в сказке, а в реальной жизни, чтобы добиться успеха, нужно надеяться на себя и усердно работать.
28 – смирительная рубашка — применяется в медицине для контроля двигательной активности пациентов психбольниц. Эминем, понимая, что он сумасшедший, готов ее надеть. Но ему нравится все это.
Автор перевода: Вес из Антрацита