Читайте авторский материал от нашего редактора Алексея Мостового, написанный к 10-летнему юбилею альбома Эминема «Recovery» для 37-го выпуска журнала EJ.
Вэтом году альбому «Recovery» исполняется 10 лет. Предыдущие работы Эминема заслуживают немало комплиментов, но эта пластинка является самой уникальной по своему значению.
«Recovery» — это был невероятно мощный рывок на вершину рэп-игры, в центр внимания всей планеты — до этого Маршалл смог так выстрелить только на альбоме «The Eminem Show» в далёком 2002-ом году. После «Recovery» у Эминема нет настолько ошеломляющих и всеобще-популярных релизов (хотя стоит признать, «MMLP2» был весьма близок к этому). «Recovery» был замечателен своей вездесущностью. Сделав упор на современное звучание, Маршалл позволил стать трекам с «Recovery» доступными для слушателей по всему миру. Свежее звучание от новых продюсеров — это то, чем блеснул «Recovery»; как-никак, многие, кто говорит о провале альбома «Revival», считают главной причиной этого не в последнею очередь пресные биты. Нередко, спрашивая людей, почему они слушают низкокачественный русский рэп, а не американский, я наталкивался на ответ — «мне непонятно, про что читает исполнитель». Как бы не была восхитительна лирика «The Slim Shady LP» или «Relapse», её сложно оценить по достоинству человеку, малознакомому с английским языком. На «Recovery» встречается немало агрессивного флоу, однако хиты с альбома уникальны тем, что они качают, даже если знания английского минимальны. А идущие в ногу со временем биты вытаскивали для слушателей по всему миру такие треки, как «Not Afraid», «No Love» и «Space Bound», не говоря уже про «Love the Way You Lie». Этому же способствовали и поп-вокалы, апеллировавшие к широкой аудитории.
«Recovery» стал огромными воротами в мир хип-хопа для нового поколения детей по всему миру, для тех, кто был ещё слишком мал, чтобы застать Эминема на пике его славы. Дети и подростки не будут начинать своё знакомство с музыкой со «старых» релизов; все хотят слушать новые, свежие и актуальные хиты. Да и не только дети — так уж вышло, что большинство людей не особо разбираются в музыке и будут слушать то, что сейчас в чартах. А тогда в 2010-ом в чартах были хиты с «Recovery». До сих пор помню, как в предновогоднюю неделю я слушал топ-100 хитов года на радио Европа Плюс, и, к моей неописуемой радости, дуэт Эминема и Рианны занял первую позицию в списке хитов 2010 года! И чего только не делали, чтобы наслаждаться главными композициями с этого альбома — не говоря уже про всякие zaycev.net и wap.ka4ka, кто-то был готов слушать или покупать рингтоны, а кто-то, как мой друг, будучи одиннадцатилетним подростком, включал радио только ради одной песни — «Love the Way You Lie», чтобы записать её на диктофон. Услышав этот трек впервые по радио, я полез в интернет, открыв для себя все предыдущие альбомы Маршалла и, конечно же, клипы на YouTube.
Для таких мелких пацанов, каким был я в то время, клип на «Not Afraid» был воплощением всего самого крутого, что только могло быть в рэпере. Никакие дорогие тачки, драгоценности и девушки модельной внешности не могли перебить харизму Маршалла в обычной черной майке с курткой, штанах и кроссовках. Качающий бит, агрессивная лирика, мотивирующий и понятный даже без перевода припев, и сам образ Эминема — как он двигался, как он был одет, как он комкал и отбрасывал ту бумагу в начале клипа — всё до мелочей! Всё это казалось Олимпом крутизны.
СКАЧАТЬ EJ: Google Drive
Подпишитесь на нас: Facebook / Instagram / Twitter / YouTube / Reddit / Reddit Sub
Маршалл в действительности вновь вернул себе Олимп — невероятное достижение для человека, чей magnus opum был десять (!!!) лет назад. «Recovery» напомнил, с какой лёгкостью Эминем способен вернуться на вершины, затмив всех подряд. Он напоминал вездесущее божество, ведь его хиты можно было услышать по всему миру на радио, в барах и ресторанах, в клубах и дискотеках, в такси и в проезжающих мимо машинах, в плейлистах и папках с музыкой огромного количества людей — впервые за долгое время. Его агрессия в треках напоминала разъяренного зверя, который пробудился и вышел на охоту после долгой спячки. Физическая форма была идеальной, в его образе не было ни малейшего намека на старость, усталость или проблемы с наркотиками из прошлого — отнюдь, Маршалл выглядел на 10 лет моложе своего возраста. Все были в восторге от нового, энергичного флоу, который присутствовал на доброй половине альбома, а гостевые появления на треках подчеркивали его статус короля сцены — даже такой именитый рэпер как Лил Уэйн выглядел не более чем хайп-мэном на фоне урагана лирики Марашалла на «No Love». Рианна, будучи в зените своей славы, идеально смотрелась на их легендарном дуэте, подчеркивая, что такой колоссальный успех могут сделать только два человека — король рэпа и королева поп-сцены. Ни до, ни после этого у Рианны не выходило настолько красочных и гармоничных фитов — ни с Дрейком, ни с Канье, ни с Ламаром, ни с Джей-Зи. И сколько человек вздыхало, строило предположения и теории насчёт их возможных только начавшихся отношений! Хоть формально они оставались чисто дружескими и рабочими, они принесли замечательные плоды в виде ещё нескольких треков и совместных туров.
Но на этом расчёт королев не окончен — в клипе на трек «Space Bound» красовалась «народная любовь» Саша Грей. Популярность Саши Грей в рунете тех времён служит напоминанием о том, что Эминем умудрился протолкнуть ещё одну королеву, на этот раз порноиндустрии начала 2000-ых, на свой альбом. Всё это в совокупности создавало прочнейший образ Эминема как короля рэпа, короля крутизны, короля музыки, даже для тех, кто вообще (!) не был знаком с его предыдущими альбомами и сопутствовавшей им славой.
«Recovery» выглядел свежо и смело на фоне сверстников, уверенно тесня такие работы как «Blueprint III» и «Thank Me Later». И пусть «Recovery» оказался не таким креативным, как «MBDTF» Канье, в популярности он мог дать огромную фору любому релизу-сверстнику. А ведь популярность стала главной фишкой альбома, это то, что и сделало его воротами в мир хип-хопа для детей. Десятилетний ребенок не начинает пытаться отыскать скрытый смысл, в его тело не вселяется весь админсостав Pitchfork, он не начинает критиковать трек потому что на припевах слышна попса, или потому что какая-то строчка слабовата по рифме — он просто слушает и, если ему нравится музыка — он ей наслаждается. А если ребёнку понравились «Not Afraid» и «Love the Way You Lie», то, поверьте, рано или поздно он доберется и до «The Way I Am», и до «Lose Yourself», и не только — и всё это во многом благодаря тем красивым воротам в мир хип-хопа, которыми и являлся «Recovery» для растущего поколения. «Recovery» сильнее всего похож на замечательную детскую книжку, некий «Остров Сокровищ» — книгу, которую можно читать с увлечением вне зависимости от возраста. А повзрослев, ребенок дойдёт и до Достоевского с Толстым, знакомство с которыми в детстве даётся трудновато. Я был одним из тех детей, с девственно-чистым мнением, tabula rasa, насчет всей музыки, которую я слушал. До того, как я вообще различал понятия «плохой трек» и «не нравящийся трек». До того, как мне сказали, что «Recovery» — попса и плохо, а тот же «MBDTF» — гениально. До того, как я познакомился с людьми, которые слушают музыку головой, а не сердцем. И эта беззаботность, честно говоря, была замечательна, замечательна тем, что у человека была возможность собственноручно нащупывать свой музыкальный вкус и принимать субъективные решения: что — хорошо, а что — плохо, и не руководствоваться чьим-то мнением, сколь бы не авторитетным и экспертным, главное — чужим.
Попсовость часто ставят главным недостатком альбома. Разумеется, фанатам труЪ хип-хопа никак не угодить, но трушного хип-хопа у Эминема на 2010-ый год было альбомов пять. Человек не может клепать альбомы про одно и то же, не экспериментируя с битами, читкой и лирикой, прикрываясь невинным аргументом «ну ведь мой предыдущий релиз был мегауспешным, значит и этот будет, если я всё пущу под копирку!». Движение вперёд, эксперименты, риски — важный аспект любого творчества. Эминем сделал именно это на «Relapse», но публика не оценила его работу по достоинству. Многие ошибочно считают что Маршалл после недостаточного внимания к «Relapse» решил записать новый альбом с целью «вылететь в мейнстрим, попсу и чарты», забывая, что Эминем никогда не стремился делать треки, лишь бы их крутили на радио — не говоря уже про то, что колоссальная популярность Эминема не требовала для продвижения его новой музыки никаких пиар компаний, чтобы бить рекорды продаж и рвать чарты.
Невозможно угодить сразу всем категориям слушателей. Маршалл поступил как нельзя лучше, выпустив два совершенно разных альбома.
Один, выдержанный в лучших традициях жанра, был прямым возвращением в старые добрые времена, благо и Слим Шейди присутствовал буквально на каждом треке. Это был подарок любителям олдскула, и, хоть многие его изначально не распробовали, в последнее время слышно всё больше и больше похвал в сторону «Relapse». Другой альбом «смотрел в завтрашний день», и почти не имел ничего общего ни с предшественником, ни с другими работами Эминема. Шейди так вообще пропал! Несмотря на это, релиз получился замечательным, хоть и заслужил сильную неприязнь любителей каноничного хип-хопа. Но это была неизбежная эволюция рэпа, история его развития. Подобно реке, жанр уходит от истоков в новое русло, обретая новое течение, которое и продолжается по сей день, растекаясь на новые и новые ручейки. Постоянно случается что-то, что противоречит канонам. Это случилось, когда белый парень из Детройта стал самым популярным рэпером, показав всему миру свои непревзойденные лирические способности. Это случилось, когда обычный парень из Чикаго показал, что не нужно быть гангстером и расти в трущобах, чтобы стать успешным рэпером. Ещё спустя три года «Curtis» Фифти проиграл «Graduation» Канье, и тот же парень из Чикаго еще раз продемонстрировал миру, куда движется хип-хоп. Эминем неосознанно подтвердил это, когда «Recovery» получил гораздо больше внимания, любви и похвал чем каноничный «Relapse». Это развитие жанра продолжается и сейчас, вылившись в такие ответвления как трэп, мамблрэп и фонк.
Каждый раз, когда я слышу вступительные аккорды «Love the Way You Lie», в моём сознании всплывают ускользающие моменты 2010-го года. Беззаботная школьная жизнь старшеклассника. Друзья, первые влюблённости…Рунет ещё сохранял обаятельность нулевых — Zaycev.net был музыкальной Меккой, а на rap.ru можно было по-доброму качать целые дискографии зарубежных исполнителей в формате .rar за бесплатно. Этим, к слову, я и воспользовался, сначала заимев «пробную» версию «Recovery», ну а затем — и всех остальных альбомов Маршалла. Все любят вспоминать 2007-ой, и если год эмо-девочек являлся зенитом, то на 2010-й как раз пришёлся закат той эпохи и сладко-ностальгичной атмосферы нулевых. Жизнь и музыка потихоньку начали безвозвратно меняться именно после 2010-го года, став неузнаваемыми к 2015-му. С «Recovery» началось моё знакомство с миром музыки, формирование собственных вкусов и предпочтений, море замечательных эмоций от услышанного.
Именно этот альбом помог запечатлеть в памяти 2010-й год как беззаботное и ламповое время, которое так сильно хочется вернуть, чтобы прожить его вновь. Прошло 10 лет, я переехал в другую страну, перестал общаться с бывшими одноклассниками, потерял детство и вообще всё, что связывало меня с 2010 годом. Всё, кроме музыки. Время от времени, под наплывом тоскливых ностальгических чувств я включаю «Love the Way You Lie» и под мелодично-грустный припев Рианны вспоминаю, как оно жилось в столь далёком две тысячи десятом, погружаясь в свой омут памяти и вздыхая от мысли, как замечательно было бы вернуться на десять лет назад — хотя бы ради того, чтобы вновь лицезреть ту сногсшибательную славу и вездесущность этого альбома и вновь порадоваться за любимого исполнителя, который оправился от сильнейших потрясений жизни и, как и десять лет назад, с легкостью и воодушевлением рвет всех подряд на музыкальном Олимпе…