Ровно десять лет назад, 15 мая 2009 года, Эминем официально вернулся на сцену после четырёхлетнего отсутствия, выпустив шестой студийный альбом — «Relapse». Пластинка представляла из себя отражение всего, через что прошёл Маршалл за те 4 года.
Автор: Алексей Мостовой, редактор “Eminem.Pro”.
Повествовать было о чём. Тут была и депрессия, и творческий дефицит, и хроническая усталость повлёкшая за собой отмену гастролей, и таблетки, которые стали результатом всего этого. Повторная женитьба на Ким не задалась и закончилась разводом меньше чем за три месяца. Затем последовала смерть лучшего друга — Пруфа. Это был тяжелейший удар по состоянию исполнителя, усиливший его зависимость от веществ и алкоголя.
Чуть не скончавшись от передозировки в 2008м, Маршалл окончательно завязал с таблетками и спиртным, начав курс полного восстановления. Именно трезвость позволит вдохновению исполнителя вернутся, до такой степени, что порой текст придумывался быстрее, чем шла его запись. Старые наработки отправились в ящик — King Mathers был свёрнут, его написанные под наркотиками треки напоминали Маршаллу про те тёмные времена, и в целом были низкого по его мнению качества. Творческий порыв, которым был наполнен «Relapse», пошёл дальше. Все на той же энергии Эминем запишет продолжение альбома, пусть и с другим звучанием — но всё же, идущее на том же топливе. Продолжение, которое мир узнает как «Recovery».
«Relapse» принято считать «таким себе» альбомом, раскритикованным вдоль и поперёк настолько, что сам Эминем впоследствии не раз будет от него морщиться. Его часто любят ставить в один ряд с «козлом отпущения» «Encore», отмечать акценты Эминема, отсутствие новых тем в песнях — всё тот же репертуар старого Слим Шейди. Мнения фанатов тут резко разделяются — кто-то считает альбом ужасным продолжением «Encore», кто-то же видит в нём качественную работу, заслуживающую гораздо большего чем попсовый и расхайпленный «Recovery».
Действительно ли этот альбом говорит о творческом дефиците и отсутствии нового в репертуаре артиста? «Crack a Bottle», первый сингл с альбома, исполнен в духе старых добрых времён — подкреплённый куплетами от Dr. Dre и 50 Cent. Отчасти из-за него у многих сложилось ложное впечатление, что весь альбом будет выполнен в таком духе. Beautiful, единственный трек с альбома записанный до того, как Маршалл завязал с наркотиками (за исключением еще пары с Deluxe Edition), является самой серьезной и эмоциональной работой с альбома. Это одна из тех песен, где слышны настоящие глубокие переживания Эминема. My Darling (с Deluxe Edition) заставляет вспомнить «Encore», не только звучанием, но и смыслом — Маршалла начинает поглощать дьявол в виде наркотиков. Insane шокирует слушателя с самых первых слов; We Made You, беззаботная и веселая танцевальная песня звучит очень подозрительно в компании треков про насильников и тяжелые наркотики. Маршалл не забывает и об обещании, данном своей матери десять лет назад на «My Name Is», и записывает песню про употребление наркотиков — в её честь.
Темы о насилии, крови, ужасах и наркотиках всплывают так креативно, как это может только Эминем. Лирика альбома содержит высочайшую концентрацию серийных убийц — как существующих, так и вымышленных. С веществами дело обстоит не хуже, впрочем, как и со знаменитостями — Слим Шейди не опускает планку и смачно проходится по многим иконам поп-культуры. Pussycat Dolls, Miley Cyrus, Rhianna, Amy Winehouse, Christopher Reeve… 3 a.m. и Underground блистают феноменально запутанными рифмами, а второй куплет Stay Wide Awake признан многими одним из лучших в карьере артиста. В целом, на любом треке в рифмах прослеживается поразительная детализация маниакальных действий Маршалла.
«Relapse» действительно обладает уникальным и необычным звучанием, альбом известен своими «акцентами», и в целом не похож на что-либо из дискографии рэпера. Эминем и до этого игрался с хорроркором — 97 Bonnie and Clyde и Kim, например — но «Relapse» стал альбомом, где этот жанр преобладает и доминирует. Тут нельзя не отметить огромный вклад Dr. Dre, предоставившего замечательный набор битов для пластинки. Доктор в полной мере овладел минорным ключом и блестяще аккомпанировал Маршаллу, идеально подбирая тяжёлые и атмосферные треки под настолько же мрачную лирику. Удивительный факт, но «Relapse» единственный альбом Эминема который был почти полностью спродюсирован Дре.
И конечно же, любой рассказ про «Relapse» будет неполноценным без упоминания Refill-а, невероятно выдержанного сборника сочных и колоритных треков, смело претендующих на полноценный альбом. Игра Эминема с рифмами и акцентами отчётливо прослеживается. Forever стремится к «Recovery», Music Box спокойно мог находиться где-то на MMLP, так же как Сareful What You Wish For — на Eminem Show. Buffalo Bill замечательно сочетает агрессивный бит с агрессией Шейди, как физической так и лирической.
Почему «Relapse» был так неоднозначно воспринят? Мало кто ожидал настолько мрачную работу. К тому же, Маршалл сам задрал планку до поднебесья своими SSLP, MMLP и «The Eminem Show». Все хотели ещё одного гиганта, альбома такого же феноменального уровня, …однако Эминем принял решение отдать альбом Шейди. И Эминем, как не крути, это Эминем. То, что для многих может считаться успехом, Маршаллу запишут в провал. Это случилось с «Encore». Это оставило свой след и на «Relapse». Совсем недавно это произошло с «Revival».
Но даже несмотря на критику, «Relapse» стал самым продаваемым рэп-альбомом 2009 года, сходу занял 1ю позицию в Billboard 200 и принёс исполнителю заслуженную Грэмми за лучший рэп-альбом года. Вышедшая работа действительно заслуживает внимания и восторга — концептуально, эмоционально и технически «Relapse» шедеврален. Пожалуй, это последний на данный момент альбом где Маршалл действительно звучит как многогранная личность, без малейшего намёка на рэп-бота, который старается запихнуть как можно больше слов в куплет и не волнуется о подаче. Каждая песня имеет особый шарм, акцент, и гармонично переплетается с другими в общую тему хорроркора. Остается надеяться, что рецидив креативности такого рода далеко не последний в карьере Эминема.