«Он не хочет читать рэп ни о чем». DJ Booth о новом альбоме Эминема.
«Высочайшая награда этого постоянного вопроса противостояния жестокости в моей стране заключается в том, что оно освободило меня от призраков и мифов.» — Та-Неайзи Котс
Никто не вспоминал об Эминеме в день убийства Майка Брауна. Не вспоминали о нем и когда в сеть попало видео с убийством Филандо Кастиля. То же самое можно сказать и о Сандре Блэнд и всех, кто стал «хештэгами» после того, как лишился жизни в результате несправедливой жестокости американской полиции. Нет, это не камень в огород Эма. Пусть ни одна знаменитость не занимает наши мысли, когда случается трагедия – но как и другие, после долгих лет молчания он ринулся на передовую, чтобы высказаться о гораздо более важном вопросе. Хотя Эминем не похож на остальных. Порой он кажется отчужденным отшельником; знаменитый рэпер, живущий в башне из слоновой кости, огражденный от каких-либо недугов общества.
Даже по сравнению с тем же Jay-Z, который тоже далек от нас, Эм кажется инопланетянином. Он выбрал уединение, одиночество вместо того, чтобы быть «на связи». И я не виню парня. Слава поглощает каждого, кто неосторожно с ней обращается. В его случае стены были воздвигнуты слишком высоко, двери заперты на замок, а связь с внешним миром почти утеряна.
Выразив свое презрение к Трампу в ролике, снятом для BET Awards, Маршалл Мэтерс как бы напоминает нам, что он, все же, Землянин, гражданин Соединенных Штатов, испытывающий глубокое отвращение к главнокомандующему. Однако Эминему не хватило той жесткой прямоты, которая есть в песне «FDT» рэпера YG. И несмотря на искреннюю и эксцентричную подачу, Интернет «не выдержал» такого натиска. У него есть еще запал злить так, как другим рэперам не под силу, белая Америка, все же, увидела его глазами Питера Паркера, смотрящего на Стива Роджерса. Он провел черту на песке – жест, который будет посильнее, чем весь его рэп. Этот фристайл – только начало его агрессивного политического возвращения на пострамповскую арену.
На обложке альбома «Revival» изображен американский флаг и Эминем, склонивший голову, прикрывая лоб рукой. Если это о чем-то и говорит, то о его разочаровании в своей стране. Второй сингл с альбома «Untouchable» («Неприкасаемый») — это попытка изучить глубинные корни проблемы расизма и расистского давления в современной Америке, взглянув на них глазами и черных и белых в стиле песни Джойнера Лукаса «I’m Not Racist» («Я Не Расист»). Но в отличие о Джойнера Эминем не использовал никакого эпатажа, чтобы песня стала популярной, так как трек «Untouchable» намного более сложен в своей подаче. Человек, который в своих песнях всегда обращался к «белой Америке», внезапно высказал свое мнение глазами «черной». Так же, как и песня Джойнера, этот трек получил смешанную реакцию.
Mr. Porter (также известный, как Денаун Портер), присутствовавший почти на всем процессе создания «Revival», вспомнинает момент, когда зашел в студию и увидел как звезда «Восьмой Мили» смотрит новости, и буквально кипит от ярости. Он увидел то же, что видим все мы каждый день: еще один темнокожий был изрешечен пулями тех, кто поклялись когда-то защищать и служить стране.
«Полиция догнала и застрелила его. Эм был вне себя от ярости. Не могу вспомнить, кто именно это был, и это печально, потому что офицеры полиции убивают так много черных людей», —объясняет Mr. Porter с печалью в голосе, которую я не мог не почувствовать.
И он был прав. Число жертв, убиваемых полицейскими — это нескончаемый кошмар. «Vice Media» недавно опубликовали тревожные цифры, которые освещают то, что мы и так знали все эти годы. Имя за именем, тела жестоко предаются земле, а справедливость продолжает терять свое прямое значение.
Чего я не знал до того, как поговорил с Портером, это то, что Эминем смотрел новости с таким же чувством возмущения, как и мы. Но он не выплескивал его в «Твиттеры», или «Инстаграмы». Он смотрел, ждал и писал.
Mr. Porter вернулся из Лос-Анджелеса в Детройт, чтобы помочь своему другу с записью альбома. Он сказал, что не было никакого конкретного решения начать работу над проектом. Но он вспоминает эту историю в студии, как отправную точку для работы над «Revival». «Я бы сказал, просто были вещи, о которых надо было поговорить», — ответил он на вопрос о том, что сподвигло Эминема на такое настроение на альбоме. Затем продолжил: «Все, что происходит в политике, заставляет тебя хотеть об этом высказаться. Президент – козел… Он – кусок дерьма. Да-да, можете меня прямо процитировать. Он – кусок говна. И я думаю, вещи такого рода поджигают Эминема говорить. Он не хочет читать рэп ни о чем. Он хочет говорить о реальных вещах, которые происходят в жизни страны и в его собственной жизни.»
Mr. Porter напомнил мне строчку из альбома Эминема «The Slim Shady LP»: «Да как я могу быть позитивным, если я не вижу этот долбанный позитив?» Нет ничего позитивного в Америке 2017-го.
Уберите эти светлые крашеные волосы, ребяческие выходки, мастерство и гибкость текстов, и вы увидите рэпера, который излагает неизбежные внутренние и внешние конфликты, окружающие его. Боль и ужас, описанные им в треке «If I Had», потеряли свою актуальность после выхода альбома «The Slim Shady LP» – его мечта превратить рэп в свою профессию стала реальностью. Так, новые проблемы пришли на смену старым. Денежные проблемы превратились в проблемы с наркозависимостью. Обостренное желание исчезнуть перерасло в стремление всячески избегать статуса предмета поклонения. Быть может, Эм и сбежал от душившей его бедности и других трудностей, но врата рая редко бывают так близко, как кажется.
Он не мог написать «Стэна», пока не испытал на себе сумасшествие поклонников. Он не мог писать о трезвости, пока не очистился от наркотиков. «Untouchable» – это еще один пример внутреннего анализа тех вещей, которые он наблюдал и которым дал огласку.
Когда Эминем пожелал высказаться против администрации Буша и его так называемой «войны с терроризмом», он сделал это песней «Mosh» («Идите На Прорыв»), которая была вызовом президенту. В словах и лозунгах песни «White America» («Белая Америка») слышится осведомленноть Эминема о власти, как будто некое озарение сподвигло его на мысль о том, что он может обратиться непосредственно к людям одного с ним цвета. Он и прежде не раз косвенно затрагивал темы цвета и рассы, но в этот раз – никаких намеков на текущую рассовую ситуацию. Расса – это тема, с которой борется каждый человек в любой обстановке. А молчание воспринимается, как знак согласия. Но в этой теме присутствует целый лабиринт нюансов и деталей, прозрастающий из окрававленной земли, по которой все мы ходим. Но как можно выбрать молчание, когда в общественных местах ты видишь проблемы, от которых страдает эта страна? Особенно такому артисту, как Эминем, который вырос на хип-хопе. он вылеплен не из того теста, чтобы прятаться от критики политиков, или бояться бросить вызов «верхам». Далеко не все могут высказать то, что должно быть высказано, но Маршаллу всегда удается подобрать для этого нужные слова.
Эминем не Та-Неайзи Котс, как и большинство рэперов. Он не цепляется за тему расизма в Америке с силой Брюса Ли в спаринге с Карим-Абдул-Джаббаром. Но даже такой успешный артист, как он не может закрыть глаза на происходящее, по той же причине, по которой он не мог выражать поддельное чувство позитива в начале своей карьеры.
Я не подарю ему печеньку за то, что он смело высказывается, но я понимаю, зачем он это делает. На всех американцев действует то, что происходит в их стране. Все мы ходим по рассовому лабиринту. Конечно же, проблемы рассизма Эминему не решить, но его действия показывают то, что он – один из нас. Даже самые далекие звезды не могут отрицать того, что показывают, или не показывают в вечерних новостях.
В худшем случае, Эминема раскритикуют за вторжение в такой масштабный вопрос. В лучшем – Эминем продолжит текущий диалог, который, как считают многие, мы должны продолжать.
«Untouchable» не разжег мой интерес к альбому, или к еще более расистским комментариям, но я верю, что Эминем искренен. И надеюсь, что эта искренность дойдет до ушей тех, кто больше всех должен услышать этот посыл.
Мы живем в эпоху Трампа и мифа о том, что пострассовая Америка мертва. Рэперы просто поют о том, что видят. Я молюсь, чтобы все эти разговоры привели нас к чему-то многообещающему. Но, все же, не рассчитываю, на то, что врата рая так близко, как кажется.