Жизнь полна сюрпризов. Вряд ли Marshall Mathers, придумывая себе вторую личность, получившую имя Slim Shady, и записывая одноимённый альбом, мог предположить, какой ажиотаж он вызовет после выхода. Вряд ли кто-то из участников едва сформировавшейся группы D12 мог предположить, что именно Eminem первым пробьётся наверх и потащит друзей за собой. И, тем не менее, случилось именно так, и именно такое развитие событий позволило рэперу получить собственную прочную опору под ноги, свой собственный лейбл Shady Records. Он пережил многое — и оглушительный успех мультиплатиновых альбомов, и по-настоящему чёрные дни потери членов команды, и возрождение с новыми силами и новыми именами. Пятнадцать лет пролетели незаметно, но пропустить знаменательную дату было нельзя — юбилей команда отпраздновала, выпустив новый студийный альбом, компиляцию и сборник лучших хитов в одном флаконе — «Shady XV», ставший, без учёта студийных альбомов Eminem’а, ещё и пятнадцатым релизом лейбла.
Первый же куплет на альбоме, ставший его заглавной песней — «ShadyXV» — и растянувшийся на пять минут (хотя этот поток рифм мог длиться до бесконечности, и только затухание трека смогло его остановить) сразу показывает, чего стоит ожидать от альбома. Показывает уровень, который заложен в диске и который демонстрируется не только Eminem’ом, но и всеми артистами Shady. Демонстрируется не только на этом диске и не только сейчас — все эти пятнадцать лет.
Именно для этого компиляцию сделали двухдисковой, именно поэтому на втором диске слушателя ждут, возможно, лучшие песни, когда-либо выпускавшиеся на лейбле (да, это всего лишь мнение боссов Shady, но если в этом вопросе не верить им, то кому тогда?). На первых ролях здесь старая гвардия, представленная, в частности, D12 с их комическими «Purple Pills», «My Band» и полностью соответствующей своему названию «Fight Music» с великолепным гитарным риффом. 50 Cent и его «In Da Club» гремят так же убедительно, как и 10 лет назад, словно говоря: этот бит — на века; «You Don’t Know», на которой, в числе прочего, публике был впервые представлен Cashis — вы уверены, что она не вчера вышла как первый сингл с «The Re-Up»? В общей тусовке не затерялись и действующие лица обновлённой версии лейбла, Shady 2.0 — супергруппа ветеранов Slaughterhouse и перспективный представитель Алабамы Yelawolf. Ну и, конечно, как забыть про самого Eminem’а — разумеется, преступно было бы оставить его в стороне. Но на диске хитов он — профессор Мориарти: да, его присутствие ощутимо на протяжении всего сборника (в том числе и на гостевых куплетах), но лично и сольно он выходит лишь затем, чтобы водрузить на корону бриллиант — «Lose Yourself», блестяще дополненную не слышанной никем прежде демо-версией.
А много ли пороха у них осталось в запасе? Мы хорошо поностальгировали по прошлому, но что у лейбла есть в настоящем? На что они прицеливаются в будущем? На эти вопросы и призван ответить диск X, на котором каждый из членов команды выдаёт всё, на что способен. Начиная сразу с уже упомянутой выше «ShadyXV», слушатель с головой погружается в атмосферу мира «текстовых убийц». «Psychopath Killer» выделяется неповторимым мрачным звучанием, блестящей игрой слов и внезапными, но очень оригинальными отсылками к Майклу Джексону (браво, Crooked I!). «Vegas» — именно такими и должны быть встречи Плохого и Злого! Пять минут чистого безумия, насилия, неоднократных изменений подачи текста и картин пути в игровую столицу Штатов с единственной целью — прожечь жизнь до предела! «Guts Over Fear», выпущенная первым синглом и уже давно усердно раскручиваемая по телеканалам и радиостанциям, удачно продолжает темы, затрагиваемые на предыдущих альбомах (и, возможно, губит надежды тех, кто ждал продолжения «We Made You»), песня украшена прекрасным вокалом Sia. «Bane» символизирует долгожданное возвращение D12, пусть и не в полном составе, но всё ещё голодных до новых свершений, приятно видеть, что в состав вернулись ушедшие было в сольное плавание Kon Artis и Bizarre. Не остались мы и без лирической части — в треклист органично вписались «Die Alone», для записи которой Eminem снова позвал Kobe, и «Twisted» — неожиданно сильный рэп-песенный номер в исполнении, опять же, Eminem’a, Skylar Grey и Yelawolf’a. Наконец, диск венчает «Detroit vs Everybody» — своеобразный шестиминутный гимн, собравший в себе лучших МС Города Моторов, противопоставляющих себя всему миру (в том числе и не принадлежащих к лейблу Danny Brown’a и Big Sean’a — последний порадовал одним из лучших куплетов на всём часовом пространстве альбома).
Eminem держит стабильно высокую планку, и на этом диске его роль по прежнему ведущая, в чём нетрудно убедиться, услышав хотя бы несколько куплетов. Но в этот раз он не один (статус компиляции обязывает), и очень радует тот факт, что рядом с ним сумели раскрыться и другие, и особенно ярко, на мой взгляд — Royce da 5’9’’ и Yelawolf. Первый и так уже давно и хорошо знаком слушателям, но столь сильное и многогранное выступление (и как участника Slaughterhouse, и как части дуэта Bad Meets Evil, и как представителя славного города Детройта — в общей сложности Royce участвует в четырёх песнях) значительно расширяет представление о нём и о его возможностях. Yelawolf же и вовсе стал для меня настоящим открытием с большой буквы, ибо, каюсь, знаний о нём до этого имел крайне мало. Однако и «Till It’s Gone», и «Down» произвели великолепное впечатление и заставили занести его готовящийся к выходу альбом «Love Story» в список наиболее ожидаемых. «Маршалл, безусловно, Бог рэпа — и, думаю, это делает меня Иисусом». Ничего не комментируем — просто ждём.
Сомнения в том, что Eminem вернулся на прежний уровень, отпали давно. Сейчас же ещё и добавилась уверенность в том, что и его товарищи по оружию идут по его стопам. У этой команды — действительно большое будущее. Ждём релиз под номером шестнадцать.