15 лет — огромный срок для музыкальной индустрии. За это время «пришли» и «ушли» множество тех, кому в перспективе прочили мировую известность и признание миллионов, но… не случилось. С Эминемом все вышло наоборот. Ни для кого не секрет, что если бы не Доктор Дрэ в 99-м, наврядли кто-то обратил бы внимание на молодого Детройтского МС. К счастью, под грамотным руководством Доктора, Маршалл феноменально быстро ворвался на первые строчки мировых музыкальных чартов. В том же 99-м, благодаря головокружительному успеху, был основан собственный музыкальный лейбл Эма — Shady Records, юбилей которого и является виновником появления на «ShadyXV» — сборника хитов от всех артистов когда-либо присутствующих на лейбле + приятным бонусом будут 13 (12 в американском издании) новых композиций и демо-версия легендарной «Loose Yourself».
Первое, что стоит уяснить, данная компиляция — не альбом! Трэки, помимо первого, расположены на диске во вполне хаотичном порядке. Сквозной сюжетной линии в песнях, либо какой-то другой красной линии проходящей сквозь все 13 треков, не ждите. Здесь на первый план выходят технические стороны МС`ing`а и рифмосоставления, в этом плане ярче всех проявил себя Yelawolf, выступивший с 2-я сольными песнями («Down», «Till it`s Gone») и двумя гостевыми участиями («Pcyhopath Killer», «Twisted»). Ему удалось раскрыть себя с совершенно разных сторон и выдержать золотую середину между мэйнстрим-рэпом и собственным Hard White style. Отвязный «Down» можно хоть сейчас поместить на «Trunk Musik» рядом с «Daddy`s Lambo». Пикап, погоня, копы на хвосте и слетающий с катушек Ела — всего этого здесь в избытке. «Till it`s gone» же наоборот демонстрирует нам спокойного семьянина, готового покорить высоты ради близких, простодушного, но не глупого и знающего себе цену. Песни подобной тематики, по всей видимости, составят костяк будущего «Love Story». С гостевыми участиями похожая ситуация от слегка надрывного «безумия» в припеве «Psychopath Killer», до стандартного по сути, но разнообразного по форме подачи куплета в Twisted повествующего о том насколько же непростая штука эта «сука-любовь».
Не менее весомый вклад в пластинку внесли участники «Скотобойни». В «Psychopath Killer» и «Y’all Ready Know» Слотеры занимают солирующие позиции, а в «Vegas» и «Detroit Vs. Everybody» из коллектива присутствует только Ройс. Полностью «сольным» здесь является только репрезент Y’all Ready Know. И, как не прискорбно, не смотря на хороший флоу и слегка олдскульный бит, трэк вышел, пожалуй, самым блеклым на сборнике. Скорее всего, потому что время «рэпа ради рэпа» прошло, а данная композиция именно такого рода. В остальном же участники Slaughterhouse демонстрируют себя с лучшей стороны удачно сплетая точённые строки в куплеты со множеством панчлайнов и метафор.
Теперь о более грустных вещах.
D12 была представлена лишь одной композицией — «Bane», которая повествует об антагонисте Бэтмена — Бэйне (конечно же нет, ибо все перерастает в рассказы о себе любимых и батл с воображаемым соперником). Песня неплоха. Жаль, только Маршалл не удосужился записать к ней куплет. Таким образом, надежд на скорое воссоединение Дюжины «Bane» не вселяет, скорее наоборот.
Еще меньше пространства досталось Скайлар Грэй. Единственную композицию со своим участием («Twisted») она вынуждена делить сразу и с Эминемом, и с Елавульфом. Это не умаляет того факта, что данная композиция, пожалуй, самая «массовая», «хитовая», если хотите, а с этим у сборника (конкретно диска X) есть проблемы, но оставим рассуждения для вердикта.
Расстраивает полное отсутствие новых композиций от таких именитых бывших сотрудников лейбла как: 50 Cent, Obie Trice, Cashis и прочих представителей Shady 1.0. Впрочем, не имеет смысла грустить о том, чего нет. Да и в целом, сборник (конкретно диск X) направлен на то, чтобы репрезентовать лейбл каким он является сейчас.
На сладкое, конечно, Маршалл. Все его многочисленные появления на данном релизе, как главы и главной движущей силы лейбла можно описать емким словосочетанием «Новые песни о главном». Всё, о чем расскажет нам Shady, мы уже слышали. Игра в безумие, неразделенная любовь, стеб над собой и оскорбление звезд шоу-бизнеса. «Уже было» — скажете вы. «Я знаю» — ответит Маршалл в безумно трогательной, почти прощальной, «Guts Over Fear». Он уже рассказал нам все о себе еще на «MMLP2». Расставил все точки над «ё» и готов уходить, вот только рэп его не отпустит, никогда не отпустит. В этом весь Эм. Он, как и прежде, выжимает из себя все соки на чертовски продолжительных куплетах, мастерски скрывая усталость. Особенно показательным в данном случае является вступительная композиция длиною в 5 минут, где в наличии всего 1(!!!) куплет «длинною в жизнь». Удивлять мастерством при отсутствии новых тем в смысловом плане — единственно верный путь.
Резюмируя Диск X очевидно становится, что это продукт «для фанатов» ибо продолжительную жизнь в «массах» заслужит разве, что «Twisted» и «Down», остальное либо слишком личное обращение, либо слишком «хип-хоп». Даже главный, пожалуй, сингл «Guts Over Fear» не что иное, как «интимное» обращение к фанатам, ко всем сразу и к каждому по отдельности. За сим, очевидно, что новую аудиторию пластинка вряд ли привлечет, но для «старой гвардии» это настоящий подарок!
В сотый раз акцентировать внимание на гениальности композиций представленных на этом диске не вижу смысла, достаточно сказать что все они так или иначе изменили хип-хоп в свое время. Пару слов скажу лишь о демо-версии «Lose Yourself». Да, она явно слабее всем известной финальной, но порадует любого сколько-нибудь соприкоснувшегося с творчеством Эма. «Вack to 2002» — по другому не скажешь.
В целом: «ShadyXV» особенно ценен для старой аудитории артистов лейбла, а также интересен для тех, кто недавно влился в ряды фанатов и намерен задержаться здесь. Для первых есть диск с новым материалом, где, конкретно Маршаллом, поднимаются вопросы актуальности собственного творчества и всяческой благодарности преданным поклонникам + демо «Lose Yourself». Для вторых — хиты, позволяющие быстро оценить уровень музыки на лейбле. Завидую тем, кто их еще не слышал. Единственное упущение — случайные слушатели (а в следствии, вероятно, и потенциальные новые фанаты) остались не у дел из-за отсутствия явных радио-хитов среди нового материала (уровня, скажем, LTWYL). Это единственное серьезное маркетинговое упущение сборника. В остальном имеем очень крепкий продукт, как часто пишут «визитную карточку» лейбла и с этим трудно поспорить. Уверен, 15-й релиз — только начало истории музыкальной империи Шейди.
Автор: Коломиец Назар
Работа для конкурса Universal Music и Eminem.Pro на лучшую рецензию SHADYXV.