Недавно нам посчастливилось побывать на концертах Эминема, которые прошли в рамках его тура в поддержку нового альбома «Revival». Посещение концертов Маршалла событие всегда очень эпичное и постоянно взрывает твой мозг, порождая кучу мыслей. Видели бы вы переписки в Whatsapp’е и Telegram’е участников нашего путешествия, прошло уже четыре недели, а активность их все так же высока, и неизвестно, когда пойдёт на спад. Настолько много эмоций оставляет после себя его шоу.
Одним из самых невероятных концертов Эминема, которые я посетил, стал его концерт в Стокгольме, прошедший на стадионе Friends Arena 2 июля. Почему, спросите вы? Читайте этот большой обзор.
Автор: Игорь Басенко / Эксклюзивно для «Eminem.Pro»
Друзья меня часто спрашивают: «Зачем так часто ездить на концерты одних и тех же исполнителей? Все концерты же одинаковые». Побывав уже на нескольких десятках концертов и фестивалей, могу с уверенностью сказать, что это не так! Каждый концерт по-своему уникален и каждый концерт оставляет массу положительных впечатлений.
Мне довелось побывать на концертах Эминема в эпоху его альбома «Recovery», когда на сцене лежали огромные трамплины в виде буквы «E», на концертах в поддержку альбома MMLP2 с огромным бумбоксом, а в этот раз и на концертах эпохи «Revival». [Ещё не читали мою рецензию на «Revival»? Она тут.]
И их невозможно сравнивать. Они совершенно разные: начиная от сет-листов, заканчивая декорациями и диалогами. Одинаковое в них лишь одно: на любом своём концерте Маршалл выкладывается по полной и дарит своим фанатам по-настоящему качественное и незабываемое шоу.
Надо ехать
Россия. 21 января. Когда европейские сайты разных стран сообщили о грядущем туре Эминема в поддержку альбома «Revival», первая мысль была одна — надо ехать. Осталось лишь дождаться официального анонса от Эма, чтобы запланировать новое путешествие. Анонс не заставил себя долго ждать.
Очень хотелось посетить концерт в Италии и концерт в Лондоне, что впоследствии не получилось. Решено было поехать на концерты в Германии и Нидерландах.
«Он выступает на мой День Рождения. Как насчёт Стокгольма?» Не знаю, кто кого уговорил поехать в Швецию на Эминема… Но этот концерт оказался для меня одним из самых лучших и запомнившихся.
Продажи билетов на шоу в Стокгольме стартовали 2 февраля в 10 утра по Москве и, по опыту, я рассчитывал на очень скорый Sold Out. И я не ошибся.
Сотни обновлений странички тикетмастера, виртуальные очереди ожидания в десятки тысяч человек, билетов нет. Немного расстроившись, я решил, что, раз не получилось взять билеты в Стокгольм, поеду на другие концерты.
Параллельно со Стокгольмом открылись продажи на концерт в Нидерландах, билеты на который купить получилось без особых проблем. Позже я решил ещё раз проверить сайт Тикетмастера и …. Мне на глаза попался доступный билет категории «Eminem VIP».
Несмотря на возможность, я никогда особо не баловался VIP-доступом на мероприятия, кроме подарочных пригласительных билетов от организаторов. Всегда предпочитал брать обычные билеты, приходить пораньше, занимать первые места в очереди и таким образом проходить в первый ряд. В этот раз было решено взять VIP-билеты, за неимением обычных. Как оказалось, в наши билеты включён ранний доступ, чему мы, конечно же, обрадовались.
Накануне концерта, за 7 дней, организаторы прислали нам письма, в которых были расписаны наши действия во время посещения концерта, место и время, как и когда мы сможем воспользоваться услугой «ранний доступ» и получить подарки от Эма.
VIP-доступ. Не все так просто!
Швеция. 2 июля. Поскольку мы купили VIP-билеты, в которые входил ранний доступ в ближайшую к сцене зону Golden Circle, мы решили не приходить слишком рано , и появились за пару часов до назначенного времени. До концерта мы прогулялись по старому городу и посетили библиотеку Стокгольма. Да-да, только отчаянные фанаты Эминема могут перед концертом сходить в библиотеку 🙂 Отходя немного от темы скажу, что стокгольмская библиотека — место впечатляющее, при возможности обязательно посетите ее.
Пришли в очередь или точнее в «очередь» мы к 12 часам по местному времени. До нас там уже было 4 человека тоже с VIP-билетами. Мы познакомились со всеми и принялись делать то, что могли: ждать и общаться. Во время общения время летит намного быстрее. После нас пришли ещё две девушки и всех «пронумеровали».
Ребята с обычными билетами располагались в отдельной очереди, и к нашему приходу она была уже внушительных размеров.
В первой половине дня было достаточно тепло и солнечно, но дул сильный ветер. После часа ожидания напротив вывески «Gate G» (где нужно было ждать согласно инструкциям от организаторов), сотрудники службы безопасности попросили нас переместиться ко входу Gx, где должен был осуществляться запуск VIP-гостей. Зона находилась в тени здания, там было ветренее и стоять там было намного холоднее. Мы немного утеплились и продолжили ждать. Как я не раз уже говорил в наших материалах на «Eminem.Pro» и повторю это ещё раз, фестиваль или концерт звёзд первой величины — это особые мероприятия, к походу на них нужно основательно готовиться, продумывая все мелочи. Соответствующая одежда, наличие дождевика или тёплой худи могут существенно облегчить ваше томительное ожидание в очереди. На всех концертах, которые я посетил в рамках Revival Tour мне пригодились и тёплая одежда, и дождевик. Так что всегда берите их с собой!
Позже мы сходили прогуляться вокруг арены, посмотрели бутики с официальным мерчендайзом (нам их встретилось два) ,немного перекусили. За нашими местами приглядывали наши новые друзья по VIP-очереди. Так что, всегда общайтесь и заводите новые знакомства.
О мерчендайзе. По пути нам встретились пара бутиков с официальным мерчем. Но в них не было ничего особенного. Практически весь ассортимент соответствовал ассортименту американской части тура. Единственное отличие — это цены: футболки и худи стоили заметно дешевле, чем в Америке, а вот шапки, кепки и ветровка цвета хаки стоили дороже.
К 14 часам организаторы соорудили палатку регистрации. К этому времени наша очередь заметно увеличилась в размерах, было человек 300. Стало понятно, что VIP-гости займут все первые ряды, не оставляя шансов попасть близко к сцене остальным фанатам с обычными билетами. По данным, которыми проект «Eminem.Pro» располагает из официальных источников , всего было продано 500 VIP-билетов.
Организаторы приносили все больше и больше сумок с подарками. Честно сказать, для меня это был большой сюрприз. Я и подумать не мог, что VIP-гостей будет настолько много. Раньше, я всегда задавался вопросом, кто эти 100-200 человек у сцены в первом ряду, которые там уже стоят, когда ты, стоявший первым в очереди, прибегаешь раньше всех, а мест уже почти нет. Это VIP’ы ????
Приближался запуск, нас попросили выстроиться в очередь по три человека в ряд. Ребята, которые пришли раньше (под номерами 1-2), где-то ходили, и так получилось, что мы с Юлей встали первыми. Зачем нас попросили встать — непонятно. Вальяжное и более-менее комфортное сидение в очереди сменилось организованным стоянием, но до запуска ещё было далеко.
Стоим мы в этой очереди и слышим, как сзади на английском какие-то парни обсуждают, что сейчас начнётся запуск, все побегут и вот эту девушку [показывает на нашу Юлю] нужно обогнать. «Она спринтер», сказали они. Видимо фанаты посмотрели видео на канале Eminem.Pro, как Юля прибежала на концерте в Нью-Йорке самой первой к сцене, да с таким отрывом, что всем остальным должно быть стыдно 🙂 Если интересно, посмотрите видео. Уж какими способами они собирались обгонять нас, я не знаю. Но связываться с нами не стоит ????
Мы стоим, очередь увеличивается, а VIP-обслуживанием и не пахнет. Позже подошла девушка от организаторов и начала нас «окольцовывать», одевая на запястья браслеты (розовые, как будто из бумаги для упаковки подарков, но очень прочные). Снять их было очень трудно.
Вместе с браслетами мы получили подарки, входящие в наши билетные VIP-пакеты: заламинированный бейдж на ленте с информацией о концерте и статусе билета, чёрную тряпичную сумку с логотипом тура Эминема, power bank, тоже с логотипом тура, и большущий плакат-афишу концерта. Кстати, с такой сумкой очень удобно посещать подобные мероприятия, ведь такие сумки разрешено проносить.
На этом все 🙂 дальше мы снова стояли, стояли и стояли. Только теперь держа в руках подарки. К тому же, чуть позже начался дождь, и все сильно намокли. Нам пришлось немного нарушить очередь, выйти за ограждение и встать под крышу. Все последовали нашему примеру.
После ещё одного часа ожидания вышедшие сотрудники службы безопасности начали осматривать сумки. С собой у нас практически ничего не было. Из вещей мы взяли пару бутылок воды, которые выкинули до запуска (их проносить нельзя), power bank и провода для зарядки телефонов, дождевики, паспорта и билеты.
Организаторы сообщили, что очень скоро начнётся запуск. Мы стояли в предвкушении грядущего выступления. Настраивались морально и физически всех обогнать и прибежать первыми. Сотрудники службы безопасности на двух языках (шведском и английском) предупредили всех гостей о том, что все «спринтеры» будут остановлены и выведены в конец очереди.
Нас очень организованно провели на стадион, проверили билеты и выстроили по три человека в ряд перед завешанным занавесом входом на поле стадиона к сцене. Так мы простояли ещё около 30 минут. Занавес надежно держала крепкая симпатичная девушка-секьюрити. Иногда через него проходили другие сотрудники, и нам краем глаза удавалось увидеть массивную и совершенно одинокую сцену, которая ждала своего часа. И от этого предвкушение только нарастало.
Надо признать, что именно в момент запуска, мы почувствовали, что мы VIP-гости. Организаторы отработали его на высшем уровне, не допустив ни давки, ни беготни до сцены, ни травм. Сектор Gx, через который нас запускали, находился на верхнем уровне стадиона, где располагаются трибуны. Чтобы спуститься к сцене, нужно было пройти вниз по ступеням (кто был на стадионах, представляет, что будет, если там начнётся давка и борьба за первое место, травм было бы не избежать).
Все было спокойно, надежно и безопасно. Нам с Юлей посчастливилось оказаться впереди всей VIP-колонны и первыми пройти к сцене. И вот мы уже идём к сцене, и глаза разбегаются от количества свободных мест в пустом первом ряду, вставай куда хочешь, где больше нравится. Мы, конечно же, заняли место в первом ряду аккурат по центру сцены.
Кстати, о местах, накануне концерта мы немного подискутировали на тему, где лучше встать в первом ряду. Многие считают, что лучше вставать чуть левее, потому что Эм левша и чаще находится в этой части сцены. Действительно, на некоторых концертах Эм отдаёт предпочтение левой части сцены, например читает там свой скоростной куплет во время исполнения трека «Rap God», ходит пить воду между треками, переодеваться и освежаться. [Кстати, перед треком «Not Afraid» на этом концерте, я заметил, что Eminem стал брызгать в горло каким-то спреем. Раньше я такого не замечал. Посмотрите запись «Not Afraid» из Стокгольма на канале «Eminem.Pro»].
Так вот, я считаю, что все же лучшие места для просмотра концерта находятся в центре. Во-первых, так вы хорошо видите исполнителя, в какую бы часть сцены он ни пошёл, а Эм ещё тот любитель побегать от края к краю сцены. Во-вторых, в центре вы гарантированно попадёте на все селфи артистов с толпой, и с большей вероятностью пропадёте на фотографии из официальных отчётов. В-третьих, все сценические спецэффекты, особенно с элементами 3D (взять декорации прошлых туров Эма, или декорации The Monster Tour) лучше всего раскрываются именно в центральной части. В общем, мы встали ровно по центру 🙂
Ещё один особенный момент, который нам запомнился на этом концерте — это стадион. Он очень красивый, и к тому же крытый. Мы впервые оказались на таком стадионе. В 7-9 вечера в Стокгольме летом ещё обычно светло, и закрытый стадион создавал ту самую атмосферу полумрака, в которой намного лучше смотреть шоу.
Фанаты быстро прибывали, только одними вип-гостями с ранним доступом, заполнилась половина ближайшей к сцене зоны Golden Circle. Через несколько минут начался запуск гостей с остальными билетами, и стадион стал заполняться на глазах. Даже трибуны. Людей было очень много.
Обычно трибуны заполняются ближе к выходу хедлайнера, но в Стокгольме ещё до начала разогрева стадион был забит под завязку. Это впечатляет. Не удивительно, что Эминем побил рекорд посещаемости концертов в Швеции (а накануне и в Норвегии). Видимо, европейцы очень соскучились по великому и таинственному Слиму Шейди. Билеты на концерт в Стокгольме разошлись за 6 минут по официальной информации от организаторов. А сам Эминем последний раз приезжал в Швецию с концертом в 2001-ом году.
Разогрев начался по расписанию
Первым на сцену вышел Ройс со своим хайпменом Kid Vishis. Публика приняла Ройса очень тепло, с любовью. Он отличный Рэпер (как недавно сказал Эм, поздравляя Ройса с Днём Рождения — «ok rapper») и его выступления очень атмосферные. Последний раз я слушал живое выступление Ройса в 2013-ом году в рамках концерта группы Slaughterhouse, и с тех пор он сильно изменился, выпустил много отличного материала, мне очень хотелось его послушать вживую снова.
У Ройса был полноценный часовой сет, на котором он исполнил свои главные хиты, а также треки с двух последних альбомов. Я очень ждал живое исполнение треков с его предыдущей пластинки, которая пришлась мне по вкусу.
Накануне концерта в сеть попало видео (есть на канале «Eminem.Pro») с репетиции, на которой звучал бит новой коллаборации Ройса и Эма «Caterpillar». Мы думали, что этот трек будет исполнен и надеялись, что произойдёт это вместе с Эминемом.
Когда зазвучали первые нотки бита «Caterpillar», стадион взорвался ликованием. Ройс начал разрушать сцену, выстреливая рифмы трека как из пулемета. Радости не было предела. К сожалению, куплета Эминема не последовало, но исполнение этого трека доставило всем огромное удовольствие, ведь он так прекрасно звучит со сцены.
Самым запоминающимся моментом выступления Ройса стало исполнение им трека Bad Meets Evil «Lighters». Конечно же без Эминема.
Честно сказать, я очень соскучился по этому треку, ведь Эм давно исключил его из концертного сет-листа. «Lighters», исполняемый вживую, является, на мой взгляд, одной из самых завораживающих и атмосферных композиций. И в этот раз, когда его исполнял только Ройс, было ничуть не хуже. Весь стадион озарился тысячами огоньков зажигалок, фонариков и вспышек телефонов 64 тысяч фанатов. Это неописуемо и совершенно не передается ни через фотографии, ни через видео. Этот момент нужно пережить и увидеть самому. Весь стадион в огне, тысячи людей одновременно поют мелодичный припев «Lighters». Это то самое волшебство, которое творится на концертах. Ты оборачиваешься, за твоей спиной тысячи огней и поющих людей. Незабываемо. И создаётся впечатление, что это не выступление в рамках разогрева, а главный хедлайнер. Очень круто. Ройс большой молодец. На нашем канале есть запись этого момента, обязательно посмотрите, хоть она и не передаст всей полноты ощущений.
Забегая вперёд, отмечу, что этот разогрев Ройса был самым лучшим и атмосферным из всех концертов, которые я посетил в рамках Revival Tour.
После Ройса без особых задержек на сцену вышел Pusha T. Не мой исполнитель, совершенно не мой… не буду ничего писать про эту часть. Выступление Pusha T абсолютно не впечатлило меня и не запомнилось.
Когда Pusha T закончил выступление, команда Эминема начала подготовку сцены к его выходу. Я уже ни раз в обзорах «Eminem.Pro» говорил, что его команда работает невероятно слаженно и профессионально, но на этот раз все было выше всяких похвал. Сцена была приготовлена в считанные минуты. Поднят уже полюбившийся фанатам традиционный белый занавес и весь многотысячный стадион, полностью забитый изголодавшимися по выступлениям своего кумира фанатами, ждал, когда же зазвучат первые нотки его интро, запомнившиеся и такие знакомые после просмотров сотен видео на YouTube, но совершенно иначе звучащие вживую, и на сцену ворвется Slim Shady.
Несколько слов про сцену. Она была сравнительно небольшой. Почти как в Глазго в 2017-ом (лучший для меня концерт Эма на текущий момент). Экраны располагались далеко, под ними не было проходов, поэтому Эм далеко не убегал, и мы весь концерт удобно лицезрели его вблизи. Сама сцена была не очень высокой, и мы отлично видели даже тот момент, когда Эм ложится на сцену. Это ещё одна прелесть пребывания в первом ряду очень близко к сцене: ты видишь и замечаешь массу интересных моментов, недоступных людям вдали от сцены.
Белый занавес
Итак. Сцена готова. Белый занавес поднят. Команда готова к выходу босса. Включается интро-ролик. Нам из центра его почти не было видно, экраны, как я сказал, были очень далеко по бокам (это самые отдаленные экраны на моей памяти). Ну и бог с ним, с этим интро, видели сто раз на YouTube. Мы стоим и ждём, когда же гигант разрушит город и разобьёт вертолёт, чтобы все действо перешло к нам, в центр.
На самом деле, вживую этот ролик не так крут, потому что от всего этого предвкушения предстоящего выхода на сцену Эминема и ожидания, ты почти не замечаешь, как он начинается, твоё внимание приковано к центру, к белому занавесу. Ты всматриваешься в тени на нём, ждёшь, когда пройдёт Эминем и настанет момент начала шоу. Так произошло на концерте в Ганновере, я вообще пропустил этот ролик, уставившись на белый занавес в ожидании Эма.
Эм в ролике показывает факи, разбивает стекла вертолёта. Вся сцена усыпается спецэффектами и мы слышим те самые звуки … «Believe….. Believe…», начинают играть самые первые нотки трека «Medicine Man». Фриссон проносится по всему телу. Ощущение непередаваемое.
Больше всего от этого концерта я ждал именно его куплет из «Medicine Man». Занавес просвечивает светом прожектора, мы видим, как за ним проходит команда Эминема, ждущая сигнала, чтобы убрать занавес.
Второй ещё больший круг прожектора появляется на занавесе и Эм показывает всем свою пятерню. Внимание шестидесяти тысяч фанатов приковано к одной единственной точке. Ещё несколько секунд и эта пятерня махнёт «пора», занавес падает и оглушительный рёв фанатов наполняет стадион. Это совершенно не так, как мы много раз смотрели на видео, с тех пор как он начал исполнять этот трек. Это абсолютно непередаваемый, эпичный, завораживающий и самый атмосферный момент концерта.
Эм стоит посередине сцены у стойки с микрофоном и читает свой куплет «Medicine Man». Его почти не слышно из-за наших визгов и криков. Но сдержать эти эмоции невозможно. Долгое ожидание вырывается в бурю эмоций и возгласов. Спустя секунды крики стихают, ты вслушиваешься, как Эм читаем первые строчки. И вот он уже швыряет стойку в сторону, и ты понимаешь, что Shady на сцене. Непередаваемо круто!
Eminem, мать вашу, на сцене!
Нам повезло, на концерте в Стокгольме Маршалл был в своём «классическом» обличии, в белой худи с капюшоном, а не в этом найковском костюме, который он одевает на все последние концерты.
На расстоянии вытянутой руки перед нами прыгал, скакал и уничтожал сцену Эминем. Это было очень близко и создавалось ощущение, что можно протянуть ему руку и он даст тебе пять. Он на сцене такой же, каким мы его запомнили на концертах в Британии, которые посетили в прошлом году. Борода на его лице уже не кажется чем-то необычным.
Во время исполнения «Medicine Man» Эм показал два своих фака, и по его лицу было видно, что он получает невероятное удовольствие от выступления. Вступительный куплет плавно перешёл в трек «Won’t Back Down», совершенно недооценённый фанатами, но так офигенно звучащий вжиую со сцены. А его смешные и такие «детские» прыжки в конце добавляют атмосферности композиции.
Стоит отметить, что, не считая «Medicine Man», первая часть концерта за последние годы почти не изменилась. Эм всё также без остановки уничтожает сцену своими самыми заводными хитами: «3 a.m.» с его «коронными» шатающимися движениями и беготнёй по сцене, качающим «Square Dance» (который в прошлом году в Британии использовался в качестве интро, обожаю его бит), всеми любимый «Kill You», который вместе с Эминемом читает весь стадион, и, конечно же, «White America».
«Стокгольм! Сколько из вас знают слова этого дерьма? Стокгольм! Я вас не слышу! Если знаете слова этого дерьма, то пойте со мной», — прокричал Эм под начальный бит «Kill You».
Кстати, когда Эм закончил исполнять трек «Kill You», был такой же звуковой эффект «Gunshot», но никто не испугался (удивительно, да? ????)
После «Kill You» Эм пошёл промочить горло, а Портер завёл диалог с толпой. На этот раз диалога про Трампа не было.
«Эйоу, Стокгольм! Швеция, как у вас дела, йоу?», — начал Портер. — «Вы тут везде, я спросил, как дела у вас, йоу? Ок, смотрите, я быстро скажу. Дамы и господа, мне нужно, чтобы вы были настолько громкими, насколько можете, раз, два, три! Еще раз! Раз, два, три!».
«Ок, хорошо, Швеция, смотрите, что я сейчас сделаю. Еще раз хочу, чтобы вы закричали так громко, чтобы вас было слышно в Америке!», — прокричал Эм и начался трек «White America». Обожаю первые звуки и куплет трека «White America», звук взлетающего самолёта… ещё один момент его живого выступления, когда моё тело покроется мурашками. Этот классический трек Эма очень атмосферно и круто звучит со сцены и ты, вместе с Эмом и многотысячным стадионом кричишь «White America…. White America….» на припеве.
Бит «White America» без перерывов переходит в знакомые нотки трека «Rap God», по всему стадиону проносятся гул ликования и радости. Mr. Porter объявляет, что «нам невероятно повезло», ведь сейчас перед нами появится Бог Рэпа. Эм промачивает горло, потирает свою бородку и расчехляет свой рифмомёт, извергая на нас десятки слов в секунду. Те, кто стоит в первом ряду, в этот момент, наверное, думают «Эм, встань на скоростном куплете передо мной».
Нам и правда повезло, Маршалл начал свою скоростную читку прямо посередине сцены, напротив нас. Это один из тех моментов его концерта, который ты неизменно ждёшь, пусть ты его видел уже много раз, но он тебя по-прежнему удивляет и восхищает. В этот момент ты понимаешь, почему он по праву считается лучшим рэпером в индустрии. На этом треке отлично просматривается, насколько щепетильно Эм и его команда подходит к проработке выступлений и как нельзя лучше проявляется работа его хайпмена Mr. Portr’а, без которого всё звучало бы иначе.
Пока все приходят в себя после пришествия Бога Рэпа на сцену, Эм отправляется промочить горло, вытереть пот со лба и начинает играть сэмпл «Sing for the Moment». «Йоу, поднимите все свои телефоны вверх, я хочу, чтобы вы освещали это место. Выключите свет, выключите свет, поехали! прокричал Mr. Porter.
Это поистине волшебный момент, который в лучшем своём проявлении мы наблюдали именно на концерте в Стокгольме. Тысячи людей зажгли свои огоньки и весь стадион осветился тысячами светящихся точек. Фотограф Эма, Jeremy Deputat, подошёл к нам и сделал просто потрясающие кадры. Точно такой же момент, как был во время исполнения трека «Lighters» в сете Ройса. И полумрак закрытого стадиона Friends Arena добавил этому моменту ещё больше остроты ощущений. Это просто не передать, это нужно увидеть.
Интересной особенностью этого трека на концертах в 2018-ом году является то, что Эминем стал использовать оригинальный хук Aerosmith с трека «Dream On», который используется в качестве семпла для композиции «Sing for the Moment». Концерты в Европе и в Стокгольме, в частности, не стали исключением. Спокойный «Sing for the Moment» даёт тебе возможность немного перевести дух после отрыва под «Rap God», но на припеве Эм заставляет весь стадион изрядно помахать руками. Закончился трек этим забавными и немного инфантильными прыжками Эма.
На треке «Like Toy Soldiers» Эминем и весь битком забитый фанатами стадион, под тысячи огоньков почтили память его лучшего друга Пруфа, который был убит в 2006-ом году. «Стокгольм! Вот, что я хочу, чтобы вы сделали. Скажите: «Я прошел через это!» Скажите: «Я прошел через это!» Скажите: «Мы скучаем по тебе!» Скажите: «Мы скучаем по тебе!», — сказал Эм в начале. И весь стадион кричал. И всё это под уже зажжённые огоньки телефонов и зажигалок. Это волшебно, атмосферно и надолго останется в памяти!
Ещё одним изменением концертов 2018-го года стал перенос трека «Forever» в первую часть сет-листа. Этот классический концертный трек Эма прекрасно звучит вживую и особенно полюбился фанатам в Европе. Не хватало только Drake в качестве приглашённого гостя ????
На этом первая часть сета заканчивается. Эм берёт небольшой таймаут, а Портер и DJ заводят длинный диалог с толпой, подводя нас к появлению Slim’а Shady [brain dead like Jim Brady].
Mr. Porter: Стокгольм, вы еще с нами? Еще одну? Вы, что, уходить уже готовы? Домой уже хотите? Рановато пока еще. Это Стокгольм, дайте гребанного шума! [Даааа-ааааа-ааааа-аааааа!!!] Эйоу, это мой друг и наш диджей, его зовут DJ Alchemist, скажите-ка: «Привет, Alchemist»
Alchemist: Привет, Стокгольм!
Mr. Porter: В общем, Alchemist, у нас есть пара вопросов к тебе…
Eminem: Подожди-ка, я думал, я тоже твой друг.
Mr. Porter: Ты мой друг, но ты же отошел, я подумал, ты домой пошел.
Eminem: Я сходил и вернулся.
Mr. Porter: Быстрый как молния.
Eminem: Что мы делаем сейчас? Да я поспрашивать людей тут хочу, если ты не против. Подожди-ка, прежде, чем спрашивать, скажи мне, о чем собираешься спрашивать.
Mr. Porter: Тебе сначала сказать?
Eminem: Да.
(Mr. Porter подходит к Em’у и шепчет ему на ухо)
Alchemist: Шепотом. И убедись, что это «ок».
Eminem: Я против, давай другой.
Mr. Porter: Ок, значит, я задаю чертов вопрос?
Eminem: Задавай чертов вопрос.
Mr. Porter: Oк, сколько из вас тех, кто был с нами с самого начала? [Снова дикий крик стадиона] Oк, давайте так, у кого из вас есть «The Slim Shady LP»? [У меняяя-яяяааа-ааа]
Alchemist: Это довольно много людей.
Mr. Porter: Ты думаешь? Ты их услышал?
Alchemist: Я думаю, да.
Mr. Porter: У скольких из вас есть «The Marshall Mathers LP»? [Орём ещё сильнее]
Mr. Porter: Что насчет «The Eminem Show»? [Дааааа-аааааааааа]
Mr. Porter: Что насчет «Recovery»? [Аааааа-ааааа-аааааа-даааааа]
Mr. Porter: Оу, ну а «Revival»? [Конечно, блять, дааа-аааа-ааааа]
Eminem: Oк.
Mr. Porter: Ок, подождите-ка, я думаю, им понравится песня, которую собираемся исполнить. Я вполне уверен, что они эту песню не знают.
Eminem: Думаю, да, эйоу, Стокгольм, если вы были с нами с самого первого дня, то вы точно знаете эту песню. Йоу, Швеция, поднимите ваши гребанные средние пальцы в воздух, йоу. ????????????????
Маршалл до сих пор исполняет один из самых ранних своих треков, записанных в 1996-1997 годах и включённым в альбом «The Real Slim Shady LP».
My name is Marshall Mathers, I’m an alcoholic (Hi Marshall)
….
I just don’t give a fuck!!
Пусть от «Just Don’t Give a Fuck» на концерте исполняется всего лишь один куплет и припев, но он как нельзя лучше даёт почувствовать дух Слима Шейди и ту атмосферу, которая царила на его ранних концертах, на заре становления его музыкальной карьеры. И если вы были на его концерте, ты вы обязательно показали ему фак во время этого трека. И может быть, он вас заметил и показал вам его в ответ. Ну на чьём концерте вы ещё увидите сотни и тысячи людей, которые показывают артисту фак?
«Just Don’t Give a Fuck» очень кстати пришёлся в сет-листе Revival Tour, потому что он начинает часть концерта, в которой Эм читает свои отвязные, озорные и шутливые треки в обличие Слима Шейди. И одним из таких треков является трек «Framed» — первый трек с нового альбома «Revival», звучащий вживую со сцены. «Если у вас есть этот чертов альбом «Revival», то вы должны знать это дерьмо», — прокричал Эм вначале «Framed».
Многим фанатам «Framed» пришёлся по вкусу. Он неплохо звучит вживую, но сказать, что это мой любимый трек с «Revival» я не могу. Он отлично дополняет концертный сет и отлично воспринимается со сцены. А сцена, залитая розово-фиолетовым светом, в стилистике клипа на этот сингл, создаёт атмосферу безумства, которую несёт композиция. Fraааа-аааmed
Ещё одной композицией этой части, которая отлично вписывается в общую картинку, является трек «Criminal». Слова этого трека, наверное, знала половина стадиона. Видели бы вы, насколько энергично он исполняет эти треки, являя нам настоящего Слима Шейди.
Перед «Criminal» Эм немного подшутил на Портером: «До меня сейчас кое-что дошло. Перед тем, как выйти на сцену, ты забыл надеть нижнее белье! Знаешь почему я знаю, что ты без нижнего белья? Потому что я в твоем белье! Знаешь, почему мне на это наплевать? Знаешь, почему мне наплевать на белье?» Потому что…. Criminal! И все подняли руки вверх.
Напоследок Slim Shady, которого ненадолго выпустил Эм, извергает на нас одну из самых атмосферных и крутых концертных композиций — трек «The Way I Am». Гитарные проигрыши в начале и конце трека дают Эму немного перевести дух и освежиться. В этот момент его прикрывает команда гитаристов, которая виртуозно исполняет знакомый мотив. Единственное, чего не хватало в этой композиции, так это тех бумбоксовских 3D-эффектов прошлых, которые мне так нравятся. Что же, всё меняется.
And I am whatever you say I am
If I wasn’t then why would I say I am
In the paper, the news everyday I am
Radio won’t even play my jam
Cuz I am whatever you say I am
If I wasn’t then why would I say I am
In the paper, the news everyday I am
I don’t know it’s just the way I am
На этих злостных строчках Маршалл завершает вторую часть сета своего невероятного шоу.
Сука, я написал «Stan»
Как только заканчивает играть концовка «The Way I Am», весь стадион наполняется волшебством, всё утихает, запускается мелодия трека «Walk on Water» и на сцене появляется великолепная и неподражаемая Skylar Grey. [Люблю тебя :)]
Я слушаю Холли с тех пор, когда ещё никакой Skylar Grey вообще не было, а певица выступала под своим настоящим именем (Holly Brook) и никак не была связана с Эминемом. Услышать Skylar Grey вживую — моя давняя мечта, которую осуществил этот тур.
Если вы любите творчество Скайлар, то я настоятельно вам рекомендую послушать два её ранних альбома «Like Blood Like Honey» и «O’Dark:Thirty EP» и она предстанет перед вами с совершенно другой стороны.
Выход на сцену Скайлар Грей сопровождался радостью и морем оваций. Публика очень любит её, по-настоящему, а не за то, что она выступает с Эминемом и пишет ему песни. А когда вы слышите её божественный голос, то понимаете, что её невозможно не любить. Вживую она звучит просто невероятно красиво, да и внешне производит очень сильное впечатление. Её пением наслаждаешься, а красотой любуешься. Именно такая она на сцене.
В сете Revival Tour все треки, исполняемые со Skylar Grey Эминем свёл в один блок. Первую их композицию, трек «Walk on Water», первый сингл с альбома «Revival», на концерте в Стокгольме я услышал впервые. И хочу откровенно сказать, он полностью оправдал мои ожидания. Этот трек и так был среди моих фаворитов на «Revival», а после такого живого исполнения, я вообще без ума от него.
Он невероятно душевный. Это единственный трек (не считая Intro «Medicine Man» на концертах 2018-го года и Intro «Bad Guy» на шоу в 2014-ом), который Eminem исполняет, стоя у микрофонной стойки. На сцене преобладают цвета заката и фиолетовые тона, помогающие подчеркнуть тему трека и то негодование и даже ярость, которые Эм пытается донести до слушателя. И это исполнение получается настолько эмоциональным, что сила этих эмоций распространяется и захватывает всех окружающих. Потрясающая композиция. Концовка трека, когда Эм читает, что это он написал «Stan» не оставит равнодушным ни одного фаната.
Если «Walk on Water» не понравился вам на альбоме, я уверен, живое его прослушивание заставит вас изменить мнение. Не зря «Walk on Water» стал одной из самых желанных для фанатов композиций, из исполняемых Эминемом вживую.
Завершается этот безграничный поток эмоций не менее мощно — Эм злостно швыряет в сторону микрофонную стойку. И по его улыбающемуся лицу видно, какой кайф он получает от исполнения этого трека. На одном из концертов (не в Стокгольме) мне эта его улыбка особенно бросилась в глаза, я обратил внимание на его глаза, блестящие от удовольствия.
Мелодия «Walk on Water» сменяется на самые знакомые всем фанатам Слима Шейди нотки. Догадались? Конечно же — это «Stan». И припев в исполнении Skylar звучит просто отлично. Как я всегда говорю, если вы фанат — вы должны хотя бы один раз услышать исполнение трека «Stan» вживую. Вы получите массу удовольствия. А девушки наверняка оценят, как Маршалл поднимает футболку и демонстрирует свою татуировку на животе, когда об этом же читает в одном из куплетов трека. Эм и Грей так отлично сочетаются на этой песне, что создаётся впечатление, будто бы так было всегда. А дождливая тема спецэффектов на сцене помогает подчеркнуть и передать тему трека.
Финальным аккордом в части со Skylar Grey стало исполнение трека «Love the Way You Lie». Когда прожектор осветил Скайлар, стоящую по середине сцены, многие не смогли сдержать возгласов радости. Припев трека звучит просто незабываемо в исполнении Skylar Grey. Исполняя «Love the Way You Lie» вместе с Эминемом, они просто уничтожили нас. Мировой хит, занявший первые места в чартах множества стран, отлично звучит как на радио, так и со сцены.
Я был очень рад тому факту, что Eminem пригласил с собой в тур именно Холли, потому что она этого определённо заслуживает. А как соавтору треков «Love the Way You Lie» и «Walk on Water», ей, наверняка, и самой было очень приятно исполнять их на сцене перед сотнями тысяч (за весь тур) зрителей. Эта часть, для меня является одной из лучших на концерте.
«Стокгольм! Пошумите для невероятно красивой и невероятно талантливой Скайлар Грей!», — поблагодарил Эм Скайлар, а потом они с Портером её обняли. Холли скромно сказала «Спасибо!» и ушла со сцены.
Тусовка померкла, сейчас я зажгу
На финальную часть концерта Маршалл оставил самые крутые, самые ожидаемые и заводные треки из разных эпох своей карьеры, которые невероятно круто звучат со сцены.
«Что мы делаем?», — спросил Эм портера, вернувшись из-за кулис. «Прямо сейчас я хочу, чтобы мы исполнили одну песню, которая заставляет тебя корчить эту сумасшедшую рожицу», ответис Denaun. «Сумасшедшую рожицу?», — переспросил Эм. «Можем мы исполнить эту песню? Нашу любимую песню? Уверен, что вы ее знаете. Сейчас проверим! Поехали!»
Они говорили о «Berzerk». Знаете, чего не хватало в этом треке? Тех самых 3D-спецэффектов, которые сопровождали его на концертах 2013-2016 годов. На них, на мой взгляд, они были одними из самых красивых. И ещё не хватало того огромного бумбокса, с которым этот трек ассоциируется. Но он по-прежнему раскачивает многотысячный стадион, и ты просто не можешь не качать вместе с Эмом.
Я расквашу весь трек, остальные назад
Поэтому моей ручке нужен блокнот,
ведь у меня рифм по-тооок.
А следующие две композиции, которые без промедления следуют за «Berzerk» — являются одними из самых популярных у фанатов в Европе, да и, наверное, фанатов всего мира. Треки «’Till I Collapse» и «Cinderella Man» — это настоящие концертные треки, они созданы, чтобы их исполняли вживую.
Во время первых ноток «’Till I Collapse» Eminem спросил у нас «Стокгольм, вы что, нафиг, устали? Хотите домой?». Да, черт! Мы устали! Но мы однозначно не хотели домой! С каждым новым треком у тебя открывается второе дыхание (или какое оно там уже по счёту…. и ты продолжаешь отрываться, несмотря на всю усталость, томительное ожидание, толпу и пр.) «Скажите «Nate Dogg»! Скажите «Nate Dogg»! Скажите «Nate Dogg»! Пошумим!», — продолжил Эм и начал читать.
Бит одного трека, сменял бит другого. Перед «Cinderella Man» Эм закричал «Я люблю вас! Стокгольм! Хочу исполнить эту песню». Отыграв блок из трёх заводных композиций, Эм снова отправился за кулисы, а Портер представил нам гостя.
Когда Плохой встречает на сцене Злого
«Сейчас, дамы и господа, все вставайте. [Но, мы и так стояли, Бро] Если вы знаете альбом «Hell: The Sequel», пошумите! [Конечно, мы его знаем!] И мы орём дружно. Да так громко, что к концу концерта голос был сорван по полной. Это могло означать только одно: сейчас на сцену выйдет половинка Bad Meets Evil и уничтожит нас.
Живое исполнение трека «Fast Line» является одним из моих любимых на концертах Эминема. А больше всего в живом исполнении этого трека мне нравится то, как эти двое выбегают на сцену под свои куплеты. ????
Ройс вышел на сцену и принялся с такой яростью читать свой куплет, что казалось, сцена сейчас не выдержит. А когда на втором куплете выбежал Эм, со своим скоростным, характерным флоу, на этом треке, стало ещё жарче. Когда «Fast Line» читает Ройс, ты думаешь «чёрт, это так круто, что круче уже некуда». А затем врывается Эм…. Просто посмотрите этот момент. Эти двое творят невероятные вещи, когда встречаются на сцене. Напоследок Эм пожал руку Ройсу и прокричал «Если вы еще не купили «Book of Ryan» [недавний студийный альбом Ройса], то идите и купите, потому что это дерьмо — огонь!»
Юхуууу
Последним треком, который Эм исполнил с альбома «Reival» стала композиция «River». Послушать вживую его, конечно же хотелось, но ещё больше хотелось услышать его в исполнении не только Эма, но и Эда Ширана. К сожалению, в рамках Revival Tour Эм пригласил гостей только для финального шоу в Лондоне, и там фанаты смогли насладиться и выступлением Эма, и Фифти, и Эда Ширана. Жаль, что двое друзей не уговорили друг друга на Лондон ???? Беру на заметку! ))
«Девушки, помогите нам спеть это дерьмо. Парни, вы тоже можете помочь», — попросил Эм весь стадион. «Пойте очень громко! Я хочу слышать вас всех!», — добавил Портер. Живое исполнение «River» мне понравилось намного больше, чем альбомная версия. На припеве Эм снова заставил весь стадион интенсивно в такт биту махать руками из стороны в сторону. Если окажетесь когда-нибудь на таком концерте, оглянитесь назад в этот момент, и вы увидите бескрайний лес рук. Весь стадион трепетал. В конце трека раздались громкие выстрелы, имитирующие раскаты грома из клипа на этот сингл. Атмосферно!
Вслед за «Reival» Эминем принялся читать свой хитовый сингл «The Monster», записанный с Рианной для альбома «The Marshall Mathers LP 2». Очень хотелось, чтобы вместо запущенной кавер-фонограммы голоса Рианны, припев «The Monster» исполнила Skylar Grey. Не знаю, почему Эм тут её не задействовал. Мне кажется, что её нежный вокал подошёл бы сюда как нельзя кстати. По традиции Eminem исполняет этот трек полностью.
Перед финальными треками Эм, Портер и Alchemist ещё немного поболтали с публикой.
Mr. Porter: Ок. Дамы и господа, я хочу, чтобы вы сказали «Юхуууу», раз, два, три. Это круто, мне нравится, а тебе? Я видел твое лицо, тебе понравилось! Еще раз! Раз, два, три! Ок, давайте, сделаем так, я считаю, а вы кричите «Шейди»! Раз, два, три (Толпа кричит). Раз, два, три (Толпа кричит). А вот и он!
[Эм выходит из-за кулис]
Mr. Porter: Спрошу у вас кое-что. Давайте-как проверим. Мне кажется, часть зала слева громче, чем часть зала справа. (К Эминему) Перед тем, как ты начнешь жульничать.
Eminem: Я не буду жульничать.
Mr. Porter: Да знаю, знаю я тебя.
Eminem: Да подожди, ты, что, говоришь, что эта вот часть зала громче, чем вот эта гребанная часть зала?! Ха!
Mr. Porter: Да, я это именно и говорю. Говорю тебе, люди с этой стороны громче. Еще раз…
Eminem: Подожди-ка, ну-ка, эта сторона зала, давайте пошумим! Мать вашу! Господи боже, я хочу, чтобы вы дали шума! Твою мать, сколько вас там! Господи боже, я хочу, чтобы вы дали гребанного шума! [весь стадион орёт] Вот дерьмо, очень много людей сегодня здесь! Выходит, в этой толпе куча обдолбанных людей. [Снова кричим во всё горло]. Подожди, кажется, что только половина. Половина зала обдолбанных людей?! Так, сколько же долбанутых на голову людей в этом здании? Потому что вы все здесь! [Даааа-ааааа-аааааа!]
Mr. Porter: Если кто-то из вас обдолбан, на алкоголе или травки накурился, знаете, что, ребят… Позвольте вас вернуть в то время, когда мы были обдолбанными? Как насчет этого?
Alchemist: Думаю, это хорошая идея.
Mr. Porter: Думаешь?
Alchemist: Да.
Mr. Porter: Так что насчет этого? Что насчет того, чтобы мы вас перенесли в то время, когда мы были обдолбанными?
Eminem: Не знаю, мужик, не знаю. Йоу, Стокгольм, все, кто на дальних сиденьях, в середине, наверху, все, кто спереди, по бокам… Можно мы вас перенесем в то время, когда мы были обдолбанными?
Тссс! Slim Shady снова на сцене. Всем встать!
Напоследок Eminem, как всегда, оставил самое вкусное. Он вновь явил нам своё альтер-эго Слима Шейди и зачитал куплеты из трёх своих классических хитов «My name is», «The Real Slim Shady» и «Without me».
Если вы были там, вы точно не затыкались и орали и подпевали на этих треках ,что есть мочи. Удержаться просто невозможно. А его коронное «ня-ня-ня-ня» на припеве «Without me» вообще орал весь стадион. Это были 5 минут настоящего веселья и озорства со Слимом Шейди.
А дальше…. А дальше шутки кончились, потому что концерт подходил к концу. Больше часа Eminem развлекал нас и читал самое лучшее из всех эпох своей долгой карьеры. И момент окончания концерта, любого, не обязательно Эминема, всегда добавляет немного тоски. Полутора часов определённо мало, чтобы как следует насладиться его живым выступлением.
«Хей, вы самая громкая толпа, перед которой мы выступали? Ну-ка, вы самая громкая толпа, перед которой мы выступали? [Аааааа-ааааааа-дааааа-даааааа, кричим мы] Мать твою, это на самом деле так!», — сказал Эм в конце, утихомирив Shady. «Стокгольм, с того времени, как мы сюда вышли, мы поняли, что вы — настоящие фанаты. Ок, нам просто хочется сказать, что мы невероятно ценим вас и вашу поддержку на протяжении всех лет», — подхватил мысль Mr. Porter.
Напоследок, перед началом исполнения трека «Not Afraid» Eminem толкнул небольшую речь, посвятив этот трек всем тем, кто прошёл через такое же дерьмо, что и он. «Окей, Стокгольм, перед тем, как мы уйдем со сцены, эту последнюю песню я хочу посвятить всем вам, тем, кто был с нами с самого первого дня, кто прошел с нами через все дерьмо, Стокгольм, эта песня для вас».
Команда музыкантов начала играть первые нотки «Not Afraid»… стадион погрузился в тишину и внимательно слушал. И Eminem внезапно прервал эту тишину своим гимном борьбы. Фееричный момент. И вся 60-тысячная толпа вместе с ним подпевала на припеве.
«Стокгольм, пошумите для себя!», прокричал Эм в конце. Одобрительно махнул рукой, показал жест «Мир» и быстро удалился со сцены. Его команда продолжала играть тему «Not Afraid», а мы все стояли там, счастливые, но немного грустные, потому что один из лучших моментов в жизни заканчивается…
А вот и кролик… Погрузись в музыку в этот момент
Но, концерт Эма был бы совершенно не тем без одной важной вещи. Без исполнения его главного трека на бис!
Не успели музыканты закончить, как весь стадион принялся выкрикивать «Lose Yourself… Lose Yourself… Lose Yourself…». В этот раз перерыв между «Not Afraid» и «Lose Yourself» был очень маленький, всего несколько секунд. На прошлых концертах он длился несколько минут.
Вся сцена превратилась в огромное звёздное небо. Команда музыкантов стала наигрывать такие знакомые нотки самой любимой песни. Чаша терпения была уже переполнена, все были готовы взорваться в буре оваций.
Эм не заставил нас долго ждать, ворвался на сцену и стал читать самый главный для любого фаната трек. Во время его исполнения он всегда скручивает рукава своей футболки и оголяет плечи. В этот раз он настолько активно двигался по сцене, что рукава распустились ????
Главный и невероятно эпичный момент, завершающий всё грандиозное шоу. Прослушав целый концерт, 27 треков в исполнении Эма, ты стоишь и не веришь, что слышишь «Lose Yourself» вживую. Целый парад эмоций вырывается из тебя. Живое выступление Эма на сцене даёт возможность по-настоящему почувствовать всю силу его таланта и погрузиться в его музыку. Это никогда не надоест.
Закончив исполнять «Lose Yourself, Eminem ещё несколько минут побегал по сцене, исполняя свои традиционные танцевальные движения. А затем поблагодарил нас: «Стокгольм, спасибо вам за то, что пришли сегодня! Всем живыми добраться домой! Мы любим вас! Мир!» Показал всем фак и ушёл со сцены.
Подводя итоги, скажу, что этот концерт был невероятно крутым. Мой номер два (после Глазго, конечно же) из всех концертов Эминема, на которых мне довелось побывать. Такое шоу и такие эмоции однозначно стоят всего потраченного времен, сил и денег. Если вы всё ещё мечтаете попасть на концерт Маршалла, то просто сделайте это. Вы не пожалеете.
Послушай… Если бы у тебя был…
Единственный шанс или возможность
Получить сразу все, о чем ты всегда мечтал,
Ты бы воспользовался этим?.. Или бы упустил свой шанс?
…
Он твой, лучше никогда не упускай его.
У тебя только один шанс, не упусти его, чтобы стать кем-то.
Такая возможность бывает только раз в жизни.
…
Ты можешь сделать все, к чему стремишься.
Спасибо, Эм, за незабываемое шоу. Ты снова сделал нас чуточку счастливее! Это была очередная невероятная поездка.
Почитайте также другие репортажи нашей редакции
— Репортаж с концерта на Leeds Festivale 2017
— Репортаж с концерта на Reading Festivale 2017
— Репортаж с концерта на Glasgow Summer Sessions 2017