slim shady, marshall mathers and eminem

2013.11.05-Eminem-MMLP2-Release-Instagram

23 февраля большой карьере Эминема стукнет 15 лет. 15 лет — срок немалый и солидный, а учитывая, что Эминем до сих пор остаётся на плаву, когда дело касается интереса со стороны публики, то пора бы уже задать вопрос: «А что же будет дальше?». Хотя, если смотреть правде в глаза, этот вопрос начал тащиться за Маршаллом ещё с момента выхода «The Eminem Show»: семья, мать, жена, дочь, отец, слава, трудное детство — эти темы стали определением всего творчества Эминема в целом. Затем, они и вовсе слились в единый ком «о себе», но вот какая штука получается: Рэп — жанр, в некотором роде, автобиографический, но именно Эминем отхватывает от критиков больше всего люлей за измученные временем темы. Почему так сложилось? Возможно, потому что Маршалл по максимуму выставил напоказ своё грязное бельё, а дальше уже многим становилось просто неинтересно слушать его откровения. Масла в огонь подлил новый альбом — «The Marshall Mathers LP 2», где Эминем в очередной раз пускается по волнам своей памяти и, на первый взгляд, не предлагает слушателю абсолютно ничего нового.

Каждый альбом любого исполнителя занимает определённое место и играет свою собственную роль в творческом пути артиста. На данный момент у Эминема 8 сольных работ, и каждой из них можно присвоить ярлычок, который говорил бы о значимости той или иной пластинки. По крайней мере, с цепочкой «Infinite-The Slim Shady LP-The Marshall Mathers LP-The Eminem Show-Encore-Relapse-Recovery» проблем возникнуть не должно. Но что же такое «The Marshall Mathers LP 2» и с чем его есть?

Найти правильный подход к восьмому сольнику Эминема весьма проблематично. Он одновременно и лежит на поверхности, и разбит на маленькие кусочки по всему альбому, которые приходится раскапывать, собирать в единое целое и затем долго переваривать полученный результат. «MMLP2» вроде бы и страдает от самоповторения, но есть в нём тот самый стержень, из-за которого придётся записать заезженность поднятых тем в плюсы, хотите вы этого или нет. В конце концов, именно «MMLP2» даёт нам более-менее внятный ответ на поставленный выше вопрос: «А что же будет дальше?».

Главная особенность, конечно же, кроется в названии. Как бы отнеслись критики к этому альбому, если бы он назывался совсем по-другому? Ответ очевиден — они смешали бы его с грязью. И это было бы не удивительно. Однако их останавливает неудобная для них задумка Эминема активировать режим ностальгии, которую критиковать немного глупо, хоть альбом и состоит из разжёванных уже по 10 раз тем. Рассматривая ситуацию под таким углом, голову может посетить мысль, что Эминем всего лишь проделал хитрый трюк для того, чтобы избежать гнева со стороны слушателей. Но всё не так просто и не так банально. Ключик лежит буквально перед глазами, в самом начале альбома, когда нас поочередно покидают Эминем вместе со Слимом Шейди, а мы остаёмся наедине ни с кем иным, как с Маршаллом Мэттерсом до самого конца. Это и правда «The Marshall Mathers LP 2». И не стоит искать связей между первой частью, потому что их нет. Ну, не то, чтобы их совсем нет, просто они не такие уж и значительные, какими воспринимаются по началу. Первая часть — это «чёртик в коробочке», когда вместо настоящего Маршала Мэттерса перед нами появляется Слим Шейди и следует по пятам за первичной сущностью Эминема на протяжении всего альбома, и в итоге закрывает его песней «Criminal», так же как и открывает его песней «Kill You».

slim shady, marshall mathers and eminem

Маршалл/Эминем/Слим 14 лет существовали отдельно. Раньше можно было без труда выявить, кто же стоит у микрофона, потому что Маршалл сам хотел разделять свою личность с двумя другими персонажами. На «MMLP2» от этих двоих сразу избавились, но на музыке это никак не отразилось. Маршалл берёт на себя роль и мудака, и безмозглого, и женоненавистника, и просто шутника с юмором местами ниже плинтуса. На этом альбоме он ставит жирную точку в существовании, если не Эминема, то Слима Шейди точно. Больше нет никакого вымышленного чувака. Больше нет оправдания оскорблениям, отсутствию морали, чёрному юмору и цинизму. Есть лишь сам Маршалл. Такой, какой он есть. Не зря именно «Evil Twin» является финальным аккордом, где он в открытую признаётся:

Yeah, trying to figure out the difference
But I think the lines are starting to get blurred

Разделяющая черта действительно стёрлась. Маршалл Мэттерс, Эминем и Слим Шейди подверглись диффузии, которая длилась без малого 14 лет. Это ещё сильнее бросается в глаза, если принимать во внимание тот факт, что на «Evil Twin» каждый куплет начинает Маршалл/Эминем, а продолжает Слим Шейди. Называется «Найдите 10 отличий». Они, безусловно, есть, но такие ли они заметные?

Ещё один главный гвоздь программы заключается в том, что весь «MMLP2» — это подытоживание очевидного. Рассуждать о взрослении Эминема, о его изменившихся взглядах на те или иные вещи — всё это неправильная собачья чушь. Ссать кипятком от того, что Маршалл наконец-то простил мать или понял Ким — всё равно, что хвалить детей за то, что они догадались, что подарки под ёлку подсовывают родители, а не Дед Мороз. Эминем сжёг все мосты, сам себе заблокировал ходы для отступления, больше нет пути назад, больше нельзя будет написать душераздирующую песню о его отношениях с мамой или поведать миру о том, как же он ненавидит свою жену. В 2011 году, на BET, из его уст вылетела такая строчка:

I’ma rap ’til I’m fossil fuel

Спустя два года он закрывает избитые и излюбленные темы, и значит это лишь одно: Маршалл готов выйти из своего комфортного логова самобичевания и перемывания косточек.

Я недавно переводил статью, в которой говорилось, что, если бы «White America» не открывала «The Eminem Show», то четвёртый (Я считаю Infinite) альбом Эминема напоминал бы круг почёта после «The Marshall Mathers LP». Уж не знаю, так это или нет, но вот словосочетание «круг почёта» идеально подходит для описания «MMLP2». На нём очень много отсылок как к первой части, так и ко всем остальным альбомам. Маршалл вспоминает всё и вся, и прощается со своим огромным шкафом со скелетами, который тихо и не спеша уплывает за горизонт. Он ведь сам и объявил о таких намерениях ещё в самом начале альбома:

Behold the final chapter in a saga

«MMLP2» — заключительная глава именно саги, именно о Маршалле, а не всего творческого пути. Впереди нас ждёт новый Эминем, который способен писать песни не только о себе родимом и о своих вечных проблемах, и об этом свидетельствует «Beautiful Pain». Пусть она и раздражает шаблонностью припева, но факт «Эминем-читает-не-о-себе» не может не радовать. Конечно же, «Сага о Маршалле Мэттерсе» растянулась на невероятно большой срок. Её конец пришёлся на то самое время, когда вопросы об уходе с большой сцены уже звучат вполне разумно, но наблюдая за Эминемом, можно со всей уверенностью сказать, что он в состоянии выдать ещё как минимум один-два достойных альбома.

Над материалом работал Сергей Столяров.